Психологические особенности обучения естественно научным дисциплинам студентов с гуманитарным стилем мышления


https://doi.org/10.15372/PEMW20190222

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются психологические особенности освоения студентами-гуманитариями содержания естественно-научного образования. Специфика обучения естественно-научным дисциплинам студентов-гуманитариев определяется наличием у данной группы обучающихся особенностей восприятия и переработки информации. Для мышления гуманитариев характерно медленное обобщение, мышление не свернутыми умозаключениями и слабая склонность к рациональности. Проблема понимания и осмысления у студентов-гуманитариев выделяется более выпукло, что проявляется в формальном запоминании формул и определений без осознания их смысла, узнавании только знакомой информации. У гуманитариев часто имеются затруднения, связанные с использованием абстрактного материала, точными научными понятиями. Специфика гуманитарного мышления заключается в его ассоциативном характере и существенной роли субъективного, эмоционального, выражении интереса к человеку и его роли в мире, с приоритетностью творческого, художественного начала, объяснения происхождения объектов, явлений, исходя из целого, в которое они включены, или из эстетической необходимости. Для гуманитариев в большей степени свойственны образность и живость мышления, эмоциональное отношение к событиям. Практика показывает, что у студентов, выбравших для обучения гуманитарные специальности, преобладает гуманитарное мышление. Оно сформировано условиями профильного обучения в средней школе и продолжает развиваться на этапе получения высшего образования. Гуманитарный тип мышления характеризуется диалогичностью, вариативностью, креативностью, самостоятельностью в освоении новых знаний, способностью к интеллектуальным изобретениям и экспериментам с неизвестными и неочевидными результатами, к рефлексивности и критичности результатов деятельности. Для студентов-гуманитариев в большей мере характерно превалирование ассоциативного, образного мышления, эмоционального восприятия информации, отторжение формализованных, доказательных способов рассуждений, доминирование реального восприятия окружающего мира над абстрактным, идеализированным. 


Об авторах

Н. И. Барсукова
Алтайский государственный медицинский университет
Россия

Барсукова Наталья Ивановна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры дерматовенерологии, косметологии и иммунологии 

656038, г. Барнаул, пр. Ленина, д.40



Е. А. Лесных
Алтайский государственный аграрный университет
Россия

Лесных Елена Алексеевна – кандидат сельскохозяйственных наук,доцент доцент кафедры информатики 

656049, г. Барнаул, пр. Красноармейский, д. 98



Л. Е. Обухова
Алтайский государственный медицинский университет
Россия

Обухова Лариса Евстигнеевна – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры биологии, гистологии, эмбриологии и цитологии 

656038, г. Барнаул, пр. Ленина, д.40



Список литературы

1. Ошанин Д. А. Предметное действие как информационный процесс // Вопросы психологии. 1970.№ 3. С. 34–50.

2. Ротенберг В. С. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение. М.: Просвещение, 1989. 238 с.

3. Буданов В. Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 16–21.

4. Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992. 251 с.

5. Sonier I. Holistic education: Teaching of science in the affective domain. New York: Philosophical Library, 1982. Р. 376–385.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. 346 с.

7. Павлов И. П. Избранные произведения / под ред. М. А. Успевича. М.: Просвещение, 1954. 418 с.

8. Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М.: АН СССР, 1952. 483 с.

9. Загорский В. В. Воспитать ученого: монография. М.: НКП Экопоселение Любинка, 2003. 640 с.

10. Мамардашвили М. К. Техника понимания // Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки / под ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Лабиринт, 1996. С. 127–140.

11. Богомаз С. А. Билатеральная модель структуры психики: автореф. дисс. … д-ра пед. наук. Томск, 1999. 48 с.

12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. СПб.: Питер, 1999. 531 с.

13. Москвин В. А. Основы дифференциальной нейропедагогики. Оренбург: ОГУ, 2003. 135 с.

14. Ильюченок Р.Ю., Ильюченок И.Р., Фанкельберг А.Я., Афтанас Л.И. Взаимодействие полушарий мозга у человека. Установка, отработка информации, память. Новосибирск: Наука, 1989. С. 6–31.

15. Суровикина С. А. Развитие естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретический аспект: монография. Омск: ОмГТУ, 2005. 260 с.

16. ФатеевА.М.Обучение как процесс передачи информации [Электронный ресурс]. URL:http://ito.edu.ru/2005/Moscow/ (дата обращения: 12.09.2018).

17. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. 240 с.

18. Теплов Б. М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. 328 с.

19. Кузнецова В. А. О соотношении гуманитарной и естественнонаучной составляющих в профессиональной подготовке выпускника вуза [Электронный ресурс]. URL: http://www.obras-ruo.ucoz.ru/ (дата обращения: 11.09.2018).

20. Осмоловская И. М. Как организовать дифференцированное обучение. М.: Сентябрь, 2002. 160 с.

21. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и нейрофизиологическое и сопровождение обучения. М.: Сфера, 2003. 290 с.

22. Потапов А. С. Психологическое обоснование системы обучения с учетом латеральной асимметрии полушарий головного мозга: автореф. дис … д-ра пед. наук. М., 2002. 46 с.

23. Афонина Р. Н. Построение гуманитарно-ориентированной среды естественнонаучного образования в логике конвергентного подхода // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 160–161.

24. Afonina R. The problem statement of projecting of pedagogical system of the science education in the liberal arts university // Innovations in education / ed. by I. Kaufer. Vienna, 2015. P. 110–137.

25. Розов Н. Х. Гуманитарная математика // Математика в высшем образовании. 2003. № 1. С. 53–62.

26. Власова С. В. Образование XXI века. Каким ему быть? // Общественные науки и современность. 1999. № 2. С. 190–192.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Барсукова Н.И., Лесных Е.А., Обухова Л.Е. Психологические особенности обучения естественно научным дисциплинам студентов с гуманитарным стилем мышления. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2847-2855. https://doi.org/10.15372/PEMW20190222

For citation: Barsukova N.I., Lesnykh E.A., Obukhova L.E. Psychological peculiarities of teaching natural subjects to students with humanities line of thought. Professional education in the modern world. 2019;9(2):2847-2855. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190222

Просмотров: 4

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)