Психологические аспекты дидактической коммуникации в контексте новой парадигмы образования


https://doi.org/10.15372/PEMW20190219

Полный текст:




Аннотация

Работа посвящена исследованию рефлексивных представлений обучаемого о таких аспектах дидактической коммуникации с обучающим, как пространство и время учебного взаимодействия (темпорально-топологический аспект), учебное содержание, организационная модель коммуникации, средства и приемы взаимодействия (интерактивный аспект), индивидуально-личностные особенности коммуникантов, актуальные для учебного взаимодействия. Цель исследования – теоретико-эмпирическое моделирование конструкта «дидактической коммуникации». Метод исследования: теоретико-эмпирическое моделирование конструкта «дидактической коммуникации». В ходе исследования сопоставлены представления обучаемых об оптимальной по их субъективным оценкам структуре дидактической коммуникации с теми оценками, которые испытуемые дали реальному учебному взаимодействию. Эмпирические данные получены на основе авторской методики «Психологическая структура дидактической коммуникации» и конструктивистского теста. В исследовании приняли участие студенты 2–3 курсов Института педагогики Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. По итогам исследования можно констатировать довольно сопряженные (когерентные) по выборке обучаемых суждения относительно предпочитаемых параметров дидактической коммуникации с обучающим. А именно: триаду наиболее желательных характеристик составили выстроенные в соответствии с ожиданиями обучаемого пространственно-временные, содержательные и индивидуально-личностные аспекты. В своих субъективных оценках реального учебного взаимодействия испытуемые наиболее высоко отметили групповой модус дидактической коммуникации, что вполне подтверждается внешним критерием: сообщество обучаемых фактически представляет собой коммуникативную сеть, а их коммуникации не замыкаются на обучающем, напротив, в большей степени адресованы сокурсникам. В то же время, давая оценку реальному учебному взаимодействию, наши респонденты отметили ощущение низкой вовлеченности в процесс дидактической коммуникации на паритетной основе, чувство психологической отчужденности от контроля коммуникативного процесса, психологической трудности его критической рефлексии. Недостаточная психологическая вовлеченность обучаемых находит частичную компенсацию в активности неформальных сетей коммуникации. 


Об авторе

П. В. Меньшиков
Калужский государственный университетим К. Э. Циолковского
Россия

Меньшиков Пётр Викторович – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования Института психологии

248023, Калуга, ул. Разаина, 26



Список литературы

1. Арпентьева М. Р. Метапознавательные структуры и понимание в дидактической коммуникации // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 186–198.

2. Арпентьева М.Р. Сетевая концепция в образовании // Сетевое взаимодействие как условие формирования нового качества профессионального образования: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (5 апреля 2017 г., Борисоглебск, Воронежская область). Борисоглебск: Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий, Ритм, 2017. С. 5–14.

3. Арпентьева М.Р., Меньшиков П.В. Новые исследования дидактической коммуникации: умение учиться и умение учить / под ред. М.Р. Арпентьевой. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. 426 с.

4. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1998. 384 с.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 41 с.

6. Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 150 с.

7. Меньшиков П. В. Феномен дидактической коммуникации: монография. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2017. 326 с.

8. Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Дидактическая коммуникация современные и классические исследования / под ред. М. Р. Арпентьевой. Toronto: Altaspera Publishing, 2018. 341 с.

9. Психология и педагогика будущего: молодежный форсайт. Молодежь и психология: идеи и проекты / под ред. М. Р. Арпентьевой и др. // Актуальные проблемы практической психологии. Выпуск 5. Канада, Торонто: Альтасфера, 2018. 504 с.

10. Теория и практика развития современного образования в России: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2017. 548 с.

11. Форсайт образования: ценности, модели и технологии дидактической коммуникации XXI века. Коллективная монография / под ред. М. Р. Арпентьевой и др. // Актуальные проблемы практической психологии. Выпуск 4. Канада, Торонто: Альтасфера, 2018. 710 с.

12. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении. М.: Эйдос; Издательство Института образования человека, 2012. 73 с.

13. Facilitating effective student learning through teacher research and innovation / Edited by M. Zuljan and J. Vogrinc. Slovenia, Ljubljana: University of Ljubljana, 2010. 495 p.

14. Barnett R. Learning to work and working to learn // Supporting lifelong learning. Vol. 2: Organizing learning. London: Routledge Falmer, 2002. P. 7–20.

15. Cormier D. Rhizomatic Education: Community as Curriculum [Электронный ресурс] // Dave»s Educational Blog, 2008. URL: http://davecormier.com/edblog/2008/06/03/rhizomatic-educationcommunity-as-curriculum/ (дата обращения: 24.03.2019).

16. Crouch C. H., Mazur E. Peer instruction: Ten years of experience and results // American Journal of Physics. 2016. Vol. 9. P. 970–977.

17. Downes S. The Role of Open Educational Resources in Personal Learning [Электронный ресурс] // Open Educational Resources: Innovation, Research and Practice. Athabasca: UNESCO, 2013. URL: http://www.col.org/resources/publications/Pages/detail.aspx?PID=446 (дата обращения: 24.03.2019).

18. Nabi A. E. Constructivist Translation Classroom Environment Survey (CTLES); Development, Validation and Application // The International Journal for Translation & Interpreting Research. 2013. Vol. 5, No 2. P. 163–182.

19. Pritchard A. Ways of Learning: Learning theories and learning styles in the classroom. New York: Routledge, 2013. 160 p.

20. Robbins J. Contexts, collaboration and cultural tools: a sociocultural perspective on researching children’s thinking // Contemporary Issues in Early Childhood. 2005. Vol. 6 (2). P. 140–149.

21. Rogoff B. The cultural nature of human development. Oxford: Oxford University Press, 2003. XIII+448 p.

22. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age [Электронный ресурс] // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2005. Vol. 2, № 1. URL: http://www.itdl.org/Journal/Jan_05/article01.htm (дата обращения: 24.03.2019).

23. Stone C.A. What is missing in the metaphor of scaffolding? // Context for learning. Sociocultural dynamic in children development / E.A. Forman, N. M. Minick, C.A. Stone (Eds.). New York: Oxford University Press, 1993. P. 169–183.

24. Tharp R. G., Gallimore R. Rousing minds to life: Teaching, learning, and schooling in social context. New York: Cambridge University Press, 1988. 340 p.

25. Van Boxtel C., Van der Linden C., Kanselaar G. Collaborative learning tasks and the elaboration of conceptual knowledge // Learning and Instruction. 2000. Vol. 10 (4). P. 311–330.

26. Van de Pol J., Volman M., Beishuizen J. Scaffolding in teacher-student interaction: A decade of research // Educational Psychology Review. 2010. Vol. 22 (3). P. 271–297.

27. Wells G., Claxton G. Introduction: Sociocultural perspectives on the future of education // Learning for life in the 21st century / G. Wells, G. Claxton (Eds.). Oxford: Blackwell Publishers, 2002. P. 1–18.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Меньшиков П.В. Психологические аспекты дидактической коммуникации в контексте новой парадигмы образования. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2823-2831. https://doi.org/10.15372/PEMW20190219

For citation: Menshikov P.V. Psychological aspects of educational communication in regards to new didactic paradigm. Professional education in the modern world. 2019;9(2):2823-2831. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190219

Просмотров: 365

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)