Социально психологический тренинг как инструмент развития инновативных качеств личности


https://doi.org/10.15372/PEMW20190218

Полный текст:


Аннотация

В статье представлены данные экспериментального исследования, направленного на повышение инновационных качеств у студентов в условиях обучения в вузе, демонстрирующие возможности социально-психологического тренинга как инструмента развития инновационных качеств личности. Объект исследования – характеристики инновационной личности, а предмет исследования – возможности социально-психологического тренинга как инструмента развития инновативности студента в образовательном процессе высшей школы. В результате теоретического анализа авторами было обнаружено расхождение научных представлений о наполнении конструкта «инновативность» личности, несмотря на общность выделения неких черт, свойственных инновационной личности (креативность, коммуникативная компетентность, рефлексивность, склонность к риску, активность, стремление к успеху и т. п.). Авторами предложена программа развития инновационных качеств личности, приведена оценка эффективности программы с применением психологического тестирования и методов математической статистики на выборке, состоявшей из 80 студентов. В результате эксперимента испытуемые из экспериментальной группы стали более любознательными, начали в большей степени связывать возможность достижения успеха с изменениями и проявлением активности, а такжевоспринимать себя как более творческих людей, у них увеличилось количество предлагаемых идей, их оригинальность и разработанность. Указанные результаты, а также появление значимых различий с преобладанием более высоких значений по исследуемым параметрам «инновативности» у испытуемых из экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, позволяют сделать вывод об эффективности предложенной программы для развития инновационных качеств личности в молодежной среде в процессе обучения в вузе.


Об авторах

О. С. Шемелина
Новосибирский государственный техническийуниверситет
Россия

Шемелина Ольга Сергеевна – доцент кафедры психологии и педагогики, факультет гуманитарного образования 

630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20



Е. С. Быкова
Новосибирский государственный техническийуниверситет
Россия

Быкова Евгения Сергеевна – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, факультет гуманитарного образования

630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20




Список литературы

1. Анисимов Н. Слагаемые инновационного потенциала // Директор школы. 1997. № 3. С. 67–70.

2. Веселова Е. К., Артемьева В. А. Инновационная личность: нравственно-психологические аспекты // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 4. С. 128–133.

3. Горев П. М., Утемов В. В. Научное творчество. Практическое руководство по развитию креативного мышления (Методы и приемы ТРИЗ). М.: Ленанд, 2017.

4. Загоруля Т. Б. Актуализация личности студентов как носителей инновационной культуры: теория и практика: дис…. д-ра пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. 410 с.

5. Загоруля Т. Б. Личность как носитель инновационной культуры // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4. С. 107–112.

6. Капустина В. А., Козлова Ю. А. Влияние бинарных практических занятий на мотивацию обучения студентов вуза и их профессионально значимые навыки // Современное образование. 2016. № 4. С. 103–112.

7. Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 92–110.

8. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Методика исследования отношения личности к инновациям // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4 (23), Ч. II. С. 89–96.

9. Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: практическое пособие. Минск: Харвест, 2003.

10. Мурованая Н.Н. Инновационная культура личности: характеристика понятия. Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. Симферополь: Ариал, 2018.

11. Родина Е. Н., Лапаева Е. В. Интерактивное обучение как необходимое условие становления инновационного потенциала личности // Учебный эксперимент в образовании. 2018. № 3. С. 8–13.

12. Семенов И.Н. Вехи и логика развития рефлексивной психологии творчества на рубеже XV–XXI веков

13. // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2013. № 3–4. С. 7–32.

14. Сидоров В. В., Резанович И. В. Формирование инновационного потенциала у студентов технического колледжа // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 328–334.

15. Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психологии. М.: Texнoлoгическая школа бизнеса, 1996.

16. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/5636/1238.pdf (дата обращения: 29.01.2015)

17. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.

18. Шмелева Е. А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза: автореф. дис…. д-ра психол. наук. Нижний Новгород: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2013.

19. Штернберг Р. (Стернберг) «Отточите свой интеллект»: пер. с англ. Минск: Попурри, 2000.

20. Федотова В. А. Взаимосвязь ценностей и инновативных установок у представителей разных поколений россиян // Социальная психология и общество. 2016. № 7. С. 82–92.

21. Яголковский С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. М.: НИУ Высшая школа экономики, 2011.

22. Collings D. G. and Mellahi K. Strategic Talent Management: A review and research agenda // Human Resource Management Review. 2009. P. 304–313.

23. Chan D. W., Chan L., Zhao Y. Twenty-five years of gifted education research in Hong Kong 1984– 2008: What lessons have we learned? // Educational Research Journal. 2009. Vol. 24. P. 135–164.

24. Farao C., Gianecchini M. University Talent Management: an experimental design to enhance students» employability. WOA Organizing between reality and appearance in times of change. Pisa: University of Pisa, 2017. URL: https://www.researchgate.net/publication/313720556 (дата обращения: 29.01.2017)

25. Hughes D. J., Rowe M., Batey M., Lee A. A tale of two sites: Twitter vs. Facebook and thepersonality predictors of social media usage // Computers in Human Behavior. 2012. № 28 (2). P. 561–569.

26. Kumar M., Bharadwaj A. Psychology of innovation: innovating human psychology? // Technological and Institutional Innovations for Marginalized Smallholders in Agricultural Development, 2016. DOI: 10.1007/978-3-319-25718-1_4


Дополнительные файлы

Для цитирования: Шемелина О.С., Быкова Е.С. Социально психологический тренинг как инструмент развития инновативных качеств личности. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2814-2822. https://doi.org/10.15372/PEMW20190218

For citation: Shemelina O.S., Bykova E.S. . Professional education in the modern world. 2019;9(2):2814-2822. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190218

Просмотров: 19

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)