Методические аспекты изучения нормативно правовой базы экологического обеспечения военной деятельности


https://doi.org/10.15372/PEMW20190217

Полный текст:


Аннотация

Изучение нормативно-правовой базы экологического обеспечения военной деятельности необходимо военнослужащим, с одной стороны, для эффективного управления природоохранной деятельностью, с другой – для оценки, анализа и прогноза возможных вариантов мероприятий и их целесообразности с точки зрения соблюдения требований действующего экологического законодательства РФ и приказов Министра обороны (МО) РФ. Для того чтобы эти способности стали неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности военнослужащего, эколого-правовое обучение должно проходить на межпредметном уровне взаимодействия между дисциплинами всех учебных циклов и модулей. Цель исследования состоит в разработке организационно-методических рекомендаций для формирования эколого-правовой культуры в образовательном процессе военно-инженерного вуза. Методология. Основанием разработки методических рекомендаций для формирования эколого-правовой культуры в образовательном процессе военно-инженерного вуза послужили идеи интеграции профессионального и экологического образования (А. В. Гагарин, Е. И. Чердымова). Результаты и обсуждения. В тексте представлено обоснование отбора необходимого и достаточного содержания руководящих и нормативных документов для формирования эколого-правовой культуры в образовательном процессе; авторский взгляд на специфику реализации общедидактических принципов в системе военного образования; раскрыто содержание понятия «эколого-правовая культура военнослужащего»; описана методика изучения нормативно-правовой базы экологического обеспечения военной деятельности для повышения эколого-правовой культуры военнослужащих; даны общие организационно-методические рекомендации по их изучению в рамках экологического образования в военно-инженерном вузе; приведены примеры учебных заданий. Выводы: изучения нормативно-правовой базы экологического обеспечения военной деятельности должно носить системный характер. Реализация принципа прикладной направленности профессионального образования предполагает изучение эколого-правовых вопросов применительно к служебной, эксплуатационной и военно-педагогической деятельности военнослужащих. Ожидать повышения эколого-правовой культуры возможно, если изучение нормативно-правовой базы экологического обеспечения военной деятельности будет направлено на усвоение требований основного перечня нормативно-правовых актов; формирование умения выделять экологическую составляющую в мероприятиях военной деятельности; применение положений действующего экологического законодательства при выполнении сложных комплексных научно-исследовательских работ военно-инженерного профиля.


Об авторе

О. В. Селезнева
Военная академия материально-технического обеспечения, имени генерала армии А. В. Хрулева в городе Омске, Омский автобронетанковый инженерный институт
Россия

Селезнева Ольга Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент 12 кафедры (физико-математических дисциплин) 

Омск



Список литературы

1. Радченко П.А. Формирование правовой культуры как доминанта в правовой подготовке офицерского состава Вооруженных Сил России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2008. № 2 (4). С. 10–18.

2. Стремедловкий Н.Ф., Френкель Е.Н. Организация экологической работы в воинских частях и соединениях [Электронный ресурс]. URL: http://scienceforum.ru (дата обращения: 07.10.2018).

3. Селезнева О.В., Мамаева Н.А., Аль Ханини С.М. Результаты изучения обеспокоенности экологическими проблемами российских и иностранных военнослужащих // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4 (59). С. 39–42.

4. Гагарин А.В., Кучеренко В.С. Культура принятия экологоориентированных управленческих решений на различном уровне, в том числе государственном // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2010. № 23. С. 19–21.

5. Селезнева О.В. Содержание курса экологии для обучения специалистов автотехнического обеспечения войск // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 2. С. 134–141.

6. Селезнева О.В. Экологический компонент военно-ориентированных профессиональных компетенций // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 4 июля 2017 г.) Омск: Изд-во ОмГУ, 2017 С. 18–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32004765 (дата обращения: 07.10.2018).

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2002.

8. Браилко О.А. Педагогические условия формирования правовой активности курсантов военного вуза в условиях модернизации системы военного образования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2011. № 2. С. 241–244.

9. Лаптев А.А., Ильенко Е.В., Беловолов В.А. Формирование правовой культуры курсантов как педагогическое явление [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pravovoykultury-kursantov-kak-pedagogicheskoe-yavlenie (дата обращения: 07.10.2018).

10. Алексеев С.Д., Гагарин А.В. Подготовка специалиста к эффективному решению профессионально-экологических задач (психолого-акмеологическое содержание) [Электронный ресурс]. URL: https://acmeology.elpub.ru/jour/article/view/339 (дата обращения: 07.10.2018).

11. Чердымова Е.И. Конативный компонент в структуре экопрофессионального сознания // Вестник СамГУ. 2014. № 9 (120). С. 55–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22873823 (дата обращения: 07.10.2018).

12. Чердымова Е.И. Экологические намерения как компонент экологического сознания личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Вып. 2–2, Т. 13. С. 51–54.

13. Юнак А.И., Тертышников А.В., Гутенов В.В., Курбатова А.С., Макеев В.Н. Разработка и управление качеством системы экологического образования в ВС РФ // Юг России: экология, развитие. 2007. № 3. С. 122–123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12908860 (дата обращения: 07.10.2018).

14. Чуйкова Л.Ю. О ключевых понятиях, связанных экологическим образованием, экологическим воспитаниям и экологическим информационным пространством, как фактором, активно влияющим на формирование типа экологического сознания // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 4 (22). С. 122–129.

15. Мамин Р.Г. Экология войны (исторические факты, прогнозы, версии). М.: Экономика, 2011. 493 с.

16. Грачев И.И., Пономарева О.Н., Евдокимова О.В. Разработка учебных материалов высшей военной школы в соответствии с паспортом компетенции [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (часть 1). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19233 (дата обращения: 07.10.2018).

17. Зыкова А.В. Формирование экологических умений у курсантов высших военных учебных заведений в образовательной, военно-профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2007. 27 с.

18. Didz Sh., Kalof L., Stern P., Gender C. Values and Environmentalism // Social Science Quarterly. 2002. Vol. 83, no. 1. P. 351–364.

19. Kortenkamp K.V., Moore C.F. Ecocentrism and anthropocentrism: moral reasoning about ecological commons dilemmas // Jornal of Environmental Psychology. 2001. Vol. 21. P. 136–152.

20. Бринчук М.М. Экологическое право в правовой системе // Архангельский вестник экологического образования. 2013. № 1 (23). С. 4–20.

21. Жидовцева О.А. Правовое сознание: основные подходы к определению и классификации // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21. С. 204–208.

22. Невзоров Т.Б. Что такое идеологический механизм экологического права? // Вестник Кем ГУ (Юриспруденция). 2008. № 4. С. 155–157.

23. Экологическое образование и образованность – два «кита» устойчивого развития / отв. ред. Г.С. Розенберг, Д.Б. Гелашвили, Г.Р. Хасаев, Г.В. Шляхтин, Самар. гос. экон. ун-т. Самара; Тольятти; Н. Новгород; Саратов, 2016. 292 с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25797870 (дата обращения: 07.10.2018).

24. Шевцова С.В. Проблема ответственности в военном профессиональном образовании [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-otvetstvennosti (дата обращения 07.10.2018).

25. Dimensions of Thinking: A Framework for Curriculum and Instruction / Ed. By R.J. Marzano et al. Alexandria, 1989.

26. Egan K. An Imaginative Approach to Teaching. San Francisco: Jossey-Bass, 2005.

27. Standards and Practices for the Teaching of Thinking Developed by the Committee on Standards of the Association Collaborative for the Teaching of Thinking. S. L., 1989.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Селезнева О.В. Методические аспекты изучения нормативно правовой базы экологического обеспечения военной деятельности. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2802-2813. https://doi.org/10.15372/PEMW20190217

For citation: Selezneva O.V. Methodical aspects of studying regulations of environmental support for military activity. Professional education in the modern world. 2019;9(2):2802-2813. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190217

Просмотров: 14

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)