Формирование компетентности экологической безопасности в образовательной среде морского вуза


https://doi.org/10.15372/PEMW20190216

Полный текст:




Аннотация

В статье обосновывается идея о том, что формирование компетентности экологической безопасности зависит от образовательной среды вуза. Особое внимание уделено экологической безопасности образовательной среды морского вуза с позиции компетентностно-рискового, средового рискового, деятельностно-рискового и ситуативно-рискового подходов. В статье анализируется специфика компетентности экологической безопасности морского специалиста на основе содержания дисциплин учебного плана, учебно-методического обеспечения; совокупности учебно-воспитательных мер; создания междисциплинарных экологических проектов, рисковых ситуаций; фондов оценочных средств, методов оценки рисков и стрессовых ситуаций и прочее. Автор предлагает систему управления качеством, экологическими рисками и ресурсами вуза, которая в совокупности формирует компетентность экологической безопасности морского специалиста. Статья раскрывает содержание экологии личности обучающегося, образовательной среды, производства как компоненты компетентности экологической безопасности. Автором предложены критерии оценки компетентности экологической безопасности: удовлетворенность, управляемость, коммуникативность, стрессоустойчивость, адаптивность, экологичность. Теоретико-практический потенциал проблематики экологической безопасности образовательной среды в морском вузе основан на принципах управления качеством, рисками, ресурсами, ситуативности. Так, принцип управления рисками опирается на принцип замещения(приемлемый экологический риск с меньшими потерями); информированности (о наличии экологического риска); управления (регулирования), направленное на снижение экологического риска; экоразвития (экологичности). Принцип управления ресурсами вуза позволяет улучшить условия экологической безопасности образовательной среды и формирует ее ресурсный компонент. Принцип ситуативности необходим для формирования компетентности экологической безопасности морского специалиста, поскольку позволяет научить студентов действовать в нестандартных рисковых ситуациях. Реализация принципов в их единстве, обусловливается закономерностями экологической безопасности образовательной среды: личностными и социальными, направленными на экологию личности; содержательными, организационными, направленные на экологию среды; информационными, управленческими, направленными на экологию производства. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос образовательной среды как средства и системы формирования компетентности экологической безопасности обучающихся через совокупность управленческих решений на основе оценки рисков, качества, ресурсов вуза. 


Об авторе

В. А. Даниленкова
Калининградский государственный техническийуниверситет
Россия

Даниленкова Валентина Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях 

236035, г. Калининград, ул. Озерная, д.30 учебный корпус-2



Список литературы

1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 215 c.

2. Даниленкова В. А. Развитие системы экологического образования в техническом вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования. 2008. № 2 (6). С. 18–23.

3. Даниленкова В. А. Анализ риск – факторов экологической образовательной среды технического вуза // Наука и образование: новое время. 2017. № 4 (5). С. 30–36.

4. Даниленкова В. А. Основы формирования экологической компетенции у студентов в техническом вузе // Научно-технические разработки в решении проблем рыбопромыслового флота и подготовки кадров: сб. науч. ст. межвуз. науч.-техн. конф. аспирант. и соиск. Калининград: БГАРФ, 2005. С. 42–46.

5. Ильиных И. А. Экология человека: курс лекций [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/448/72448/49882?p_page=2 (дата обращения: 1.11.2018)

6. Казначеев В. П. Экология человека. Основные проблемы. М.: Наука, 1988. 32 с.

7. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педагогических работах Л. С. Выготского // Психологическая наука и образование. 1998. № 1. C. 5–21.

8. Прохоров Б. Б. Экология человека: учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2010. 320 с.

9. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. 230 с.

10. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.

11. Экологический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecoindustry.ru/dictionary.html (дата обращения: 1.11.2018)

12. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Даниленкова В.А. Формирование компетентности экологической безопасности в образовательной среде морского вуза. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2795-2801. https://doi.org/10.15372/PEMW20190216

For citation: Danilenkova V.A. Environmental safety competence in the educational environment of a marine university. Professional education in the modern world. 2019;9(2):2795-2801. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190216

Просмотров: 320

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)