Синергетический подход к моделированию интерактивных форм и методов учебно-тренинговых занятий в образовательном пространстве


https://doi.org/10.15372/PEMW20190213

Полный текст:


Аннотация

Проблема личностной активности в обучении как ведущего фактора достижения целей обучения, общего развития личности, ее профессиональной подготовки требует фундаментального понимания наиболее важных элементов обучения (содержания, форм, методов) и показывает, что стратегическое направление активизации обучения не значит увеличивать объем передаваемой информации, не усиливать и увеличивать количество контрольных мер, а моделировать дидактические и психологические условия для значимости учения, включения в него интеллектуальной, личностной и социальной активности. Особенности интерактивных форм и методов обучения заключаются в том, что они основаны на импульсе к практической и умственной деятельности, который характеризует интерактивное обучение как совокупность учебно-методических технологий.

Суть интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс объединяет всех учащихся, позволяет им понять и осмыслить то, что они знают и думают. Чтобы повысить познавательную активность учащихся, учитель имеет множество различных форм и методов, которые способствуют улучшению этой работы. Активные формы и методы основаны на диалогах как между учителем и учениками, так и между самими учениками, в ходе которых развиваются коммуникативные и когнитивные способности, способность решать коллективно проблемы в команде, используя возможности каждого для достижения общей цели. Формы и методы активного и интерактивного обучения направлены на развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся, вызывают личный интерес, а синергетический эффект моделируемого комплекса приводит к решению конкретных образовательных и производственных задач. 


Об авторах

Т. В. Сидорина
Новосибирский военный институтвойск национальной гвардии России имени генерала армии И. К. Яковлева
Россия

Сидорина Татьяна Владимировна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры военной педагогики и психологии 

630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2



К. А. Рычажкова
Новосибирский государственный аграрныйуниверситет
Россия

Рычажкова Ксения Александровна – аспирант, помощник проректора

630039, г. Новосибирск, ул. Никитина 147



Б. В. Федотов
Новосибирский государственный аграрныйуниверситет
Россия

Федотов Борис Васильевич – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры технологий обучения, педагогики и психологии 

630039, г. Новосибирск, ул. Никитина 147



А. В. Черноиванов
Новосибирский военный институтвойск национальной гвардии России имени генерала армии И. К. Яковлева
Россия

Черноиванов Александр Владимирович – адъюнкт, адъюнкт кафедры военной педагогики и психологии

630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2



Список литературы

1. Богданова С. В. Комплексное использование методов активного обучения как условие эффективной педагогической подготовки студентов магистратуры: дисс. … канд. пед. наук. М., 2010. 210 с.

2. Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 57–61.

3. Матюшкин А. М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления. М., 1980.

4. Григораш О. В., Трубилин А. И. Организация деятельности и оценка результатов работы кафедры. Краснодар: КубГАУ, 2012. 596 с.

5. Вербицкий А. А., Борисова Н. В. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.: Компания Спутник+, 2006. 126 с.

6. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002. 232 с.

7. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

8. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. 192 с.

9. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. 4-е изд., стер. М., 2008. 176 с.

10. Сидорина Т. В. Основы дидактики в моделировании информационно-обучающей среды вуза // Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция: Сб. материалов I Всероссийской научно-практической интернет-конференции / под общ. ред. Курчеева В. С., Сидориной Т. В. Новосибирск: СибАГС, 2010. С. 16–22.

11. Сидорина Т. В., Гуськов Ю. А., Вульферт В. Я. Методы интерактивного обучения в агроинженерном образовании // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8, № 2–2. С. 202–205.

12. Пригожин А. И. Современная социология организаций. М., 1995. С. 20.

13. Сидорина Т. В. Теоретические основы экспертирования образовательных систем: дисс. … д-ра пед. наук. Новосибирск, 2001. 354 с.

14. Черноиванов А. В., Орлов А. В., Сидорина Т. В. Системно-синергетический эффект профессиональной адаптации будущих офицеров к службе в частях и подразделениях сил специального назначения войск национальной гвардии России // Приоритетные направления развития системы военного образования / под общ. ред. В. Ф. Купавского. Пермь: Изд-во Пермского военного института войск национальной гвардии, 2018. С. 361–365.

15. Кураленко О. Г. Методологические вопросы инновационного развития экономических систем // Молодой ученый. 2011. Т. 1, № 10. С. 127.

16. Подлесных В. И. Теория организации: учебник для вузов. СПб.: Бизнес-пресса, 2003. С. 128.

17. Моделирование в науке и технике / под ред. проф. Ю.Г. Бирюкова. Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. 376 с.

18. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982. 160 с.

19. Veenman S. Perceived problems of beginning teachers // Rev. of Educational Research. 1984. Vol. 54, № 2. Р. 143–178.

20. Vonk J. H. C., Schras G.A. From beginning to experienced teacher: a study of professional development of teachers during their first four years of service // European J. of Teacher Education. 1987. Vol. 10,№ 1. Р. 95–110.

21. Zimpher N. L., Reiger S. R. Mentoring teachers: what are the issues? // Theory into Practice. 2003. Vol. XXVII (3). Р. 175–182.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сидорина Т.В., Рычажкова К.А., Федотов Б.В., Черноиванов А.В. Синергетический подход к моделированию интерактивных форм и методов учебно-тренинговых занятий в образовательном пространстве. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2765-2774. https://doi.org/10.15372/PEMW20190213

For citation: Sidorina T.V., Rychazhkova K.A., Fedotov B.V., Chernoivanov A.V. Synergetic approach to design of interactive forms and methods of lessons. Professional education in the modern world. 2019;9(2):2765-2774. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190213

Просмотров: 15

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)