Этико философская концепция Н. М. Карамзина и её влияние на российское просвещение


https://doi.org/10.15372/PEMW20190210

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена анализу влияния мировоззрения Н. М. Карамзина на характер и принципы его социальных и исторических исследований. Сначала исследуется влияние идей эпохи Просвещения на формирование этико-философского мировоззрения Н. М. Карамзина. Наиболее существенную роль в становлении его мировоззрения оказало именно немецкое Просвещение, с которым он познакомился еще в юности благодаря своему наставнику и учителю, профессору Московского университета Иоганну Матиасу Шадену. В отличие от французского, немецкое было ориентировано не столько на вопросы социально-политического устройства общества, сколько на вопросы нравственного и интеллектуального совершенствования человека, в котором народное образование и воспитание занимает ключевое место. Разработка политической доктрины явно не была в центре внимания немецкого Просвещения. Несогласие с французской мыслью состояло в первую очередь в неприятии логики этой мысли, которая шла от общества к личности, полагая, что изменение социально-политического устройства общества неизбежно повлечет нравственное совершенствование человека. Трагедия французской революции, как считал Н. М. Карамзин, доказала ошибочность этой логики. По мысли Н. М. Карамзина, логика размышлений должна быть обратной: от личности к обществу. Он развивает эту точку зрения в своей социальноисторической концепции, в рамках которой разум и нравственность понимаются в качестве реальной исторической силы, действующей через людей, через их осознание себя в качестве нравственных существ. Социальные изменения становятся реальными, а политические институты начинают работать только по мере «нравственного воспитания человека… и политического воспитания гражданина». Именно максимально широкое образование и просвещение народа, считал Н. М. Карамзин, должно быть основной задачей государства, которая в итоге приведёт страну к устойчивому эволюционному развитию и предотвратит впадение населения в революционные крайности. Полемика среди отечественных мыслителей вокруг этой точки зрения представлена в заключительном разделе статьи.


Об авторе

Н. С. Чижков
Институт философии РАН
Россия

Чижков Николай Сергеевич – младший научный сотрудник

109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1. ком. 221



Список литературы

1. Милюков П. Главные течения русской исторической мысли. 3-е изд. СПб.: Издание М. В. Аверьянова, 1913.

2. Ключевский В.О. Сочинения: в 9т. Специальные курсы (продолжение). М.: Мысль, 1989. Т. 7. 508 с.

3. Лотман Ю. М. Колумб русской истории // Карамзин. СПб.: Искусство-СПб., 1997.

4. Длугач Т. Б. Курс лекций «Философия Просвещения и Немецкая классическая философия» [Электронный ресурс]. URL: https://iphras.ru/dlugach_2010.htm (дата обращения: 11.12.2018).

5. Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М.: ИФ РАН, 2006.

6. Длугач Т. Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность. М.: ИФ РАН, 2002.

7. Муравьев В. Карамзин. Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 2014.

8. Карамзин Н. М. Переписка Н. М. Карамзина с И. К. Лафатером // Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 18. С. 235–261.

9. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М.: Книга, 1987.

10. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? 1784 // Сочинения: в 8 т. Т. 8. М.: Чоро, 1994.

11. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника // Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 13. С. 7–472.

12. Карамзин Н. М. Приятные виды, надежды и желания нынешнего времени // Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 17. C. 297–303.

13. Карамзин Н.М. Письма к И.И. Дмитриеву. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1866.

14. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях // Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 17. С. 142–209.

15. Карамзин Н.М. Всеобщее обозрение // Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 17. C. 304–311.

16. Ломоносов М. В. Ода торжественная Ея Императорскому Величеству Всепресветлейшей Державнейшей Великой Государыне Императрице Екатерине Алексеевне, Самодержице Всероссийской, на преславное Ея восшествие на Всероссийский Императорский Престол июня 28 дня 1762 года. В изъявление истинной радости и верноподданнаго усердия искренняго поздравления приносится от всеподданнейшаго раба Михайла Ломоносова [Электронный ресурс]. URL: http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/stihi/ody-pohvalnye/oda-19.htm (дата обращения: 11.12.2018).

17. Смирнов А. Ф. Николай Михайлович Карамзин. Страницы жизни и творчества // Карамзин Н. М. Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 1.

18. Карамзин Н. М. История государства Российского // Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 1. C. 5–128.

19. Карамзин Н. М. Историческое похвальное слово Екатерине Второй. Часть третья // Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 17. С. 87–142.

20. Карамзин Н. М. Мысли об истинной свободе // Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 17. С. 45–46.

21. Карамзин Н. М. Переписка с императрицей Елизаветой Алексеевной // Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 18. С. 55–86.

22. Карамзин Н. М. Падение Швейцарии // Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 17. С. 313–314.

23. Карамзин Н. М. Филалет к Милодору // Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 17. С. 21–27.

24. Карамзин Н. М. Нечто о науках, искусствах и просвещении // Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 17. С. 391–407.

25. Карамзин Н. М. О верном способе иметь в России довольно учителей // Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 17. С. 271–280.

26. Кара Мурза А. А. Карамзин, Шаден и Геллерт. К истокам либерально-консервативного дискурса Н. М. Карамзина // Филология: научные исследования. 2016. № 1. С. 101–106.

27. Чижков Н. С. Либеральные и консервативные основания концепции свободы Н. М. Карамзина // Философские науки. 2016. № 11. С. 49–58.

28. Чижков Н. С. Концепция свободы Н. М. Карамзина и её истоки // Николай Карамзин и исторические судьбы России. К 250-летию со дня рождения. М.: Аквилон, 2016. С. 338–354.

29. Карамзин Н. М. Мелодор к Филалету // Полное собрание сочинений. М.: Терра, 2009. Т. 17. С. 17–21.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Чижков Н.С. Этико философская концепция Н. М. Карамзина и её влияние на российское просвещение. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2735-2743. https://doi.org/10.15372/PEMW20190210

For citation: Chizhkov N.S. Ethical and philosophical concept of N.M. Karamzin and its impact on the Russian education. Professional education in the modern world. 2019;9(2):2735-2743. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190210

Просмотров: 4

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)