РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ


https://doi.org/10.15372/PEMW20190122

Полный текст:


Аннотация

В статье представлены основные результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы развития креативности студентов с особыми образовательными потребностями на основе применения в учебной и вне учебной деятельности деловых игр, ситуационных заданий, тренингов и креативных техник. Перечисленные техники основываются на актуализации жизненного опыта студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и предполагают решение студентом профессиональных задач. Задачей современной системы образования как инклюзивной системы, нацеленной на гармоничное развитие и совместное совершенствование всех участников, является создание условий для развития учащихся и обучающихся ОВЗ, в том числе креативности, их адаптация, социализация. При этом по сравнению с людьми с ОВЗ, чьи жизненные планы и стратегии не всегда нуждаются в выраженном творческом подходе, творческая деятельность и творческий подход к учебе, профессиональной деятельности, к жизни в целом играет важную роль в жизни обучающихся с особыми образовательными потребностями. Поэтому в современном инклюзивном и специальном образовании необходимы различные, классические и инновационные технологии работы с детьми, подростками, юношами и взрослыми людьми с ОВЗ; эффективные подходы к образовательной, коррекционной и иным видам деятельности обучающихся и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Творческая, арт-терапевтическая деятельность – один из фокусов успешной работы в разных областях, направленный на развитие креативности и творческих способностей учащихся и обучающихся с ОВЗ на ступенях начального, среднего, высшего профессионального образования. Помимо педагогических (образовательных и воспитательных), психологических (коррекционных и развивающих) эффектов в отношении обучающихся и учащихся, работа в сфере развития творческих способностей детей, подростков, молодых людей с ОВЗ помогает повысить толерантность и гармонизировать отношение к ним со стороны педагогов, психологов, иных специалистов, а также общества в целом.


Об авторах

Г. A. Степанова
Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск
Россия
Степанова Галина Алексеевна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Гуманитарного института, Югорский государственный университет


A. В. Демчук
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия
Демчук Анастасия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования


Ю. Р. Варлакова
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия
Варлакова Юлия Рафикатовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования


Список литературы

1. Арпентьева М. Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе: монография. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. 750 с.

2. Салов Ю. И., Тюнников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология. М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2003. 256 с.

3. Воронин А. Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. 270 с.

4. Варлакова Ю. Р. Теория и методика развития креативности бакалавров педагогического образования посредством профессиональных задач // В мире научных открытий. 2015. № 11.1 (71). С. 488–494.

5. Тюнников Ю. С. Целефункциональное согласование экспертной диагностики и самодиагностики готовности педагогов к инновационной деятельности // Инновационная деятельность в образовании: материалы X Международной научно-практической конференции. Ч. I / под общ. ред. Г. П. Новиковой. Ярославль; М.: Канцлер, 2016. С. 92–100.

6. Тюнников Ю.С. Казаков И.С., Мазниченко М.А., Мамадалиев А.М. Медиакомпетентность педагога: инновационный подход к самопроектированию // Медиаобразование. 2016. № 4. С. 29–46.

7. Арпентьева М. Р., Богомолова E. А. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей: монография в форме эссе // Профессиональная библиотека работника социальной службы. 2016. № 12.

8. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта: монография. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 496 с.

9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. – 321 с.

10. Демчук А. В. Формирование профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: монография. Ульяновск: ЗЕБРА, 2016. 141 с.

11. Степанова Г. А., Демчук А. В. Формирование профессиональной готовности у будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография. Ханты-Мансийск: Ред.-изд. отд. ЮГУ, 2014. 230 с.

12. Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. 336 с.

13. Hill А. Art versus illness, a story of art therapy. Forew. by G. Marshall. London: G. Allen and Unwin Publ., 1945. 100 p.

14. Naumburg M. An Introduction to Art Therapy: Studies of the «Free» Art Expression of Behavior Problem Children and Adolescents as Means of Diagnosis and Therapy. New York: Teachers College Press, Columbia University, 1950, 1973. 220 p.

15. Cane K. D., Frank T., Kniazzeh C. R., Robinson M. C., Rubin J.A., Ulman E. Roots of art therapy: Margaret Naumburg (1890–1983) and Florence Cane (1882–1952), a family portrait // American Journal of Art Therapy. 1983. Vol. 22. P. 111–123.

16. Kramer E. Art as Therapy: Collected Papers. London: Jessica Kingsley Publishers. 2000. 273 p.

17. Waller D. Art therapy for children: How it leads to change. Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2006. Vol. 11. P. 271–282.

18. BirtchnellJ.Relating Therapy // Relating Theory–Clinical and Forensic Applications / Ed.J.Birtchnell, M.Newberry, A. Kalaitzaki (Eds.). New York: Palgrave Macmillan, 2016. P. 153–160. DOI: 10.1057/978-1-137-50459-3_12

19. Ulman E. Art therapy: Problems of definition // American journal of art therapy. 2001. Vol. 1 (2). P. 10–20.

20. Adamson E., Timlin J. Art as Healing. London: Coventure, 1984. 71 p.

21. Malchiodi C. The art therapy sourcebook. N. Y.: McGraw Hill, 2007. 420 p.

22. O’Flynn D. «Art as Healing: Edward Adamson». Raw Vision, 2011. P. 46–53.

23. Rubin J.A. Approaches to Art Therapy: Theory & Technique. N. Y., NY: Routledge, Taylor & Francis Group, 2001. 340 p.

24. Rubin J.A. Introduction to art therapy: Sources and resources. N. Y.: Routledge Taylor and Francis Group, 2010. 380 p.

25. Белкин А. С. Витагенное образование: голографический подход. Екатеринбург: Издво Урал. гос. пед. ун-та, 1999. 136 c.

26. Арпентьева М. Р., Карпенкова И. В. Творчество в развитии и реабилитации больных с аффективными расстройствами // Наука. Искусство. Культура. 2016. № 1 (9). С. 136–153.

27. Бордовский Г.А. Инклюзивное образование: проблемы совершенствование образовательной политики и системы. Санкт-Петербург 2008 // Педагогическое обозрение, 2013. № 3 (133). С. 2–21.

28. Буровкина Л. А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе: монография. М.: МГПУ, 2008. 124 с.

29. Яковлева Г. В., Титеева И. Л. Особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 10. С. 46.

30. Буровкина Л. А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования // Воспитание школьников. 2010. № 4. С. 36–39.

31. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. 99 с.

32. Карпенкова И. В., Арпентьева М. Р. Прокрастинация и творчество в развитии и реабилитации личности // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи: сборник научных статей. Саратов: Саратовский источник, 2015. С. 116–126.

33. Филатов С. А. Развитие творческого потенциала студентов с ограниченными физическими возможностями средствами компьютерных методик: автореферат дис…. кандидата педагогических наук. М.: Моск. гор. пед. университет, 2010. 28 с 34. Хрусталева Т. М. Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С. 170–176.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Степанова Г.A., Демчук A.В., Варлакова Ю.Р. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1):2589-2598. https://doi.org/10.15372/PEMW20190122

For citation: Stepanova G.A., Demchuk A.V., Varlakova I.R. CREATIVITY OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS. Professional education in the modern world. 2019;9(1):2589-2598. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190122

Просмотров: 8

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)