КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ


https://doi.org/10.15372/PEMW20190120

Полный текст:


Аннотация

Сложность исследования вопросов, связанных с доверием и доверительной коммуникацией в межличностных отношениях (включающих отношения, возникающие, например, между учителем и учеником в процессе обучения), связана с тем, что, по справедливому замечанию В.А. Петровского, в научной сфере межличностные отношения зачастую представлены как неопредмеченные, а потому не поддающиеся конкретному исследованию «идеальные силы». При этом современный смысл этого понятия расширился: доверие понимается как вид коммуникации не только с себе подобными («я» и «другой»), но и по отношению к самому себе. Согласно Е.П. Ильину доверие по отношению к самому себе есть доверие своей интроспекции, своим ощущениям, восприятию, памяти и своим интерпретациям, вера в свои силы, собственную ценность, нужность, которое в эмоциональном плане переживается как самопринятие. В статье предпринята попытка изучить и измерить проявление доверительной коммуникации в образовательной среде, сформированной в классе между учителем и учеником, между учителем и классом в целом. Существо подхода в приведенных ниже исследованиях заключается в том числе в актуализации образа «значимого другого» в сознании учащегося. «Значимый другой» в сознании учащегося – учитель школы. Актуализация образа осуществляется посредством включенности в сознание учащегося ощущения «живого присутствия» в ситуации деятельности в качестве символа. Таким символом может быть портрет, голос, герой или персонаж картинки и т. д., в данном исследовании – ручки от учителя. В статье предложен простой и оригинальный способ актуализации образа значимого другого (исследование «Ручки»).


Об авторах

E. A. Автандилян
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва
Россия
Автандилян Евгений Андроникович – кандидат социологических наук, доцент кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (Российская Федерация, Москва, 119 991, Ломоносовский просп., 27, корп. 4)


М. Б. Кавунова
ГБОУ Школа № 641 имени С. Есенина, Москва
Россия
Кавунова Мария Борисовна – магистр психолого-педагогических наук, учитель ГБОУ Школа № 641 имени С. Есенина (Москва, Волгоградский просп., д. 66, корп. 4)


Список литературы

1. Делор Ж. Образование: скрытое сокровище [Электронный ресурс]: доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. М. 1996. URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 07.06.2018).

2. Автандилян Е. А. Ж. Ж. Руссо и новая методология образовательных процессов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 3. Спецвыпуск. С. 64–71.

3. Кондратьев М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости // Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 17–28.

4. Greeting and Maintaining Trust // Training and development. 1995. December.

5. Ильин Е.П. Психология доверия. СПб.: Питер, 2013.

6. Петровский В. А. «Я» в персонологической перспективе. М. Изд. дом ВШЭ. 2013. 502 с.

7. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.: Академия, 2000. 264 с.

8. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд. Моск. ун-та, 1987. 175 с.

9. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

10. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд. Моск. ун-та, 1980. 417 с.

11. Меськов В.С. Методология тринитарности // Вопросы философии. 2013. № 11. С. 66–76.

12. Меськов В.С., Мамченко А.А. Образование для обществ знания: постнеклассическая модель образовательных процессов // Ценности и смыслы. 2010. № 2 (5). С. 17–49.

13. Меськов В. С., Мамченко А. А., Куликова И. В. Открытый контент как феномен и модель обустройства обществ, базирующихся на знаниях // Открытое образование. 2006. № 5. С. 71–83.

14. Меськов В.С., Куликова И.В., Мамченко А. А. Открытый контент: методология приумножения общественного достояния в обществе знания // ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу: труды международной конференции (Санкт-Петербург, Россия, 17–19 мая 2005 г.). М.: ИРИО, 2005. С. 222–234.

15. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.

16. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992. 224 с.

17. Психологическая теория коллектива: сборник / под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

18. Barlo D.K. The process of Communication. An Introduction to Theory and Practice. N. Y., 1960.

19. Lahno B. Trust, Reputation and Exit in Exchange Relationships // J. of Conflict Resolution. 1995. Vol. 39 (3)

20. May R. Love and will. N. Y.: Norton, 1969.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Автандилян E.A., Кавунова М.Б. КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1):2567-2580. https://doi.org/10.15372/PEMW20190120

For citation: Avtandilian E.A., Kavunova M.B. COGNITIVE TECHNOLOGY IN MODERN SCHOOL AND TRUSTED COMMUNICATION IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT. Professional education in the modern world. 2019;9(1):2567-2580. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190120

Просмотров: 3

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)