ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20190119

Полный текст:




Аннотация

Рассмотрены тенденции развития процессов информатизации и цифровизации в условиях постиндустриальной экономики применительно к системе дополнительного профессионального образования. Выявлены перспективы и риски цифровизации дополнительного профессионального образования. Перспективы цифровизации дополнительного профессионального образования описаны с использованием модели надежного планирования по Г. Тагути. Согласно этой модели оптимум использования технологий цифровизации при предоставлении услуг дополнительного профессионального образования на каждом этапе освоения технологий определяется минимумом суммарных потерь от неудовлетворенности потребителя услуг и дороговизны реализации технологий цифровизации для организации, предоставляющей услуги дополнительного профессионального образования. Показано, что перспективы цифровизации дополнительного профессионального образования заключаются в возможностях использования основных сквозных цифровых технологий (включая большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии; промышленный Интернет: компоненты робототехники и сенсорику, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей и др. по мере появления и развития новых технологий), что позволит не допустить отставания системы дополнительного профессионального образования от требований цифровизации экономики, фактически сложившихся и нарождающихся требований к цифровизации в производственной и бытовой сферах; обеспечить развитие материальной и информационной инфраструктуры организаций, предоставляющих услуги дополнительного профессионального образования; расширит возможности обучения новым, перспективным технологиям; обеспечит функционирование системы непрерывного образования; расширит возможности не только внедрения, но и генерации инноваций в системе дополнительного профессионального образования; обеспечит рост экспортного потенциала образования; расширит возможности подготовки кадров для системы дополнительного профессионального образования. Риски цифровизации дополнительного профессионального образования описаны с помощью модели суммарных рисков, включающей риски прямых потерь, обусловленные неэффективной реализацией технологий цифровизации в дополнительном профессиональном образовании, и риски недополученной выгоды, обусловленные неиспользованием возможностей цифровизации в дополнительном профессиональном образовании.


Об авторе

A. В. Тебекин
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, Москва
Россия
Тебекин Алексей Васильевич – доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента


Список литературы

1. Тебекин А. В. Стратегический менеджмент: учебник. М., 2017.

2. Тебекин А.В. Перспективы реализации сценария развития национальной экономики – «новый продукт, но связанный с существующим, – новый рынок» // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2016. № 1 (16). С. 64–72.

3. Конотопов М.В., Тебекин А. В. Мировая энергетическая безопасность. Кризис или стабильность? // Инновации и инвестиции. 2007. № 2. С. 3–11.

4. Тебекин А.В. Проблемы управления процессами создания интеллектуального капитала в постиндустриальной экономике // Журнал исследований по управлению. 2017. Т. 3, № 4. С. 25–30.

5. Тебекин А.В., Жигулин В. Г. Научно-практические проблемы импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий // О проблемах импортозамещения в таможенных органах и новых разработках в сфере информационно-коммуникационных технологий: сборник материалов Межведомственной научной конференции. Люберцы, 2016. С. 81–91.

6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

7. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102431687 (дата обращения: 22.09.2018).

8. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221 756/ (дата обращения: 22.09.2018).

9. Мелешко В. Главный тренд российского образования – цифровизация [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/article/1029 (дата обращения: 22.09.2018).

10. Клячко Т. Цифровизация образования – надежды и риски [Электронный ресурс]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/2/26/blog/2148-tsifrovizatsiya_obrazovaniya__nadezhdy_i_riski (дата обращения: 22.09.2018).

11. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113.

12. Кудлаев М.С. Процесс цифровизации образования в России // Молодой ученый. 2018. № 31. С. 3–7.

13. Афанасьев А. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoyshkoly-chto-budet-s-detmi (дата обращения: 22.09.2018).

14. Кондакова А.М. Цифровое образование: матрица возможностей [Электронный ресурс]. URL: http://ito2018.bytic.ru/uploads/materials/2.pdf (дата обращения: 22.09.2018).

15. АндреевИ.Тезисы оцифровом образовании [Электронный ресурс]. URL: http://news.ifmo.ru/ru/blog/53/ (дата обращения: 22.09.2018).

16. Кузьминов Я., Фрумин И., Овчарова Л. Двенадцать решений для нового образования образовании [Электронный ресурс] // Доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики, апрель 2018. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/217884372.html (дата обращения: 22.09.2018).

17. Кафидулина Н.Н. Цифровизация как тренд: точки роста для российского образования // Интерактивное образование. 2018. № 1–2. С. 9–14.

18. Гнатышина Е.В., Саламатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 19–24.

19. Тебекин А.В. К вопросу об индексе цифровизации, характеризующем процессы социально-экономического развития в РФ // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2018. № 3. С. 153–164.

20. Тебекин А.В. Квалиметрическая оценка уровня цифровизации экономики в Российской Федерации. // Журнал технических исследований. 2018. № 3. С. 1–13.

21. Тебекин А.В. Проблемы развития высшего образования и науки в условиях формирования цифровой экономики // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3, № 4. С. 5–14.

22. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. 462 с.

23. Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М., 1997. 587 с.

24. Нейсбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. М.: Республика. 1992. 416 с.

25. Стоунер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 392–409.

26. Маршалл Маклюэн. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007. 464 с.

27. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 784 с.

28. Мушич-Громыко В.Г. Информационное общество в настоящем и будущем // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 110. С. 120–125.

29. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330–342.

30. Блауг М. Джон Локк // 100 великих экономистов до Кейнса. СПб.: Экономикус, 2008. С. 175–177.

31. Наторп Пауль. Песталоцци: Его жизнь и его идеи / пер. с нем. М.А. Энгельгардта. СПб., 1912. 104 с.

32. Иммануил Кант. Критика чистого разума / пер. с нем. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. 1120 с.

33. И.Ф. Гербарт. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940.

34. Коменский Ян Амос. Избранные педагогические сочинения. Ч. 1–2, М., 1902–1911.

35. Кон И.С. Социологическая концепция Герберта Спенсера // История буржуазной социологии XIX – начала XX века / под ред. И.С. Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР. М.: Наука, 1979. С. 40–52.

36. Dewey J. Art as experience // Library of Congress Catalog. N. Y.: First Perigee Painting, 1980. 355 с.

37. Кершенштейнер Г. Трудовая школа / пер. с нем. М.И. Дрей; под ред. и с предисловием Н.В. Сперанского. М.: Задруга, 1913. 64 с.

38. Kupisiewicz C. О efektywnosci nauczania problemowego, Warsz., 1965.

39. Okon V. Proces nauczania, Warsz., 1966.

40. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования: пособие для преподавателей / пер. с польского О.В. Долженко. М.: Высш. шк., 1986. 133 c.

41. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

42. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.

43. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.

44. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.

45. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.

46. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. История развития менеджмента в 1900-е годы. Журнал исторических исследований. 2017. Т. 2, № 4. С. 1–8.

47. Тебекин А.В. Управление качеством: учебник. М., 2017.

48. ТебекинА.В.Управление рисками инновационной деятельности притаможенном оформлении итаможенном контроле товаров, перемещаемых по таможенной процедуре таможенного транзита // Инновационное развитие экономики: российский и зарубежный опыт: сборник материалов I Международной научно-практической конференции / под общ. ред. О.Б. Казаковой, Н.А. Кузьминых, Э.И. Исхаковой. Люберцы, 2015. С. 226–229.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тебекин A.В. ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1):2558-2566. https://doi.org/10.15372/PEMW20190119

For citation: Tebekin A.V. OUTLOOKS AND RISKS IN DIGITALIZATION OF FURTHER TRAINING. Professional education in the modern world. 2019;9(1):2558-2566. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190119

Просмотров: 1019

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)