НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ: ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ДОСТИЖЕНИЙ, ОПЫТА И ПРАКТИК УЧАСТИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20190116

Полный текст:


Аннотация

В современном контексте развития высшего образования все очевиднее наблюдается тенденция выстраивания вузов по принципу «центр – периферия», в рамках которой происходит дифференциация высших учебных заведений: национально-исследовательские университеты, федеральные университеты, опорные университеты и др. Авторы обращаются к проблеме развития региональных вузов, подчеркивают их возможности вузов в развитии научного, кадрового, культурного потенциала региона. Региональные вузы рассматриваются как площадка для развития человеческих ресурсов с учетом социально-культурных особенностей конкретного региона, точка инновационного роста. В свою очередь, качество человеческих ресурсов будет определять социально-экономическое развитие регионов – субъектов Российской Федерации. Авторы рассматривают исследовательскую деятельность студентов как опыт, формирующий не только профессионально-специфичные компетенции будущего специалиста, но и надпрофессиональные компетенции, которыми в условиях инновационной экономики и мультикультурного общества должен обладать профессионал. Приводится обзор исследований, посвященных исследовательской деятельности студентов, ее мотивации, проблемам организации научно-исследовательской работы студентов в вузе, опыт успешных программ и курсов по обучению тем или иным этапам организации исследований, методики оценки их эффективности. В статье приведены результаты авторского эмпирического исследования, анализа мотивации участия/неучастия студентов в научно-исследовательской работе, факторов, влияющих на процесс включения студентов в научную деятельность, опыт и практики научно-исследовательской работы студентов, возможности создания среды, стимулирующей научно-исследовательскую работу студентов, а также оценки студентами собственных знаний, умений, навыков и исследовательских компетенций, позволяющих принимать участие в научных исследованиях. В статье подчеркивается, что научно-исследовательская работа студентов в вузе выступает как ресурсная база для формирования человеческого капитала региона, отмечается, что исследовательские компетенции, формируемые в процессе научно-исследовательской работы студента, являются составной частью профессиональных компетенций специалиста, востребованного современным рынком труда.


Об авторах

Н. Л. Микиденко
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск
Россия
Микиденко Наталья Леонидовна – кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии, политологии психологии, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (630 102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86)


С. П. Сторожева
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск
Россия
Сторожева Светлана Петровна – кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры социологии, политологии психологии, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86)


Список литературы

1. О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 28.10.2018).

2. Сергеева Л. А. Региональные вузы в системе модернизации вышей школы [Электронный ресурс] // Совет ректоров. 2011. № 11. С. 23–28. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_16352536_22296121.pdf (дата обращения: 28.10.2018).

3. Тхагапсоев Х.Г. Региональный вуз выпадает из стратегии развития отечественного образования [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 38–42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-vuz-vypadaet-iz-strategii-razvitiya-otechestvennogoobrazovaniya (дата обращения: 28.10.2018).

4. Тимошенко В. Сеть опорных университетов: костяк или костыль для образования? 11 марта 2016 г. [Электронный ресурс] // Гарант.ру. Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/article/701532/ (дата обращения: 28.10.2018).

5. Макеева А. В России отчислили половину вузов. 5 февраля 2018 г. [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540086 (дата обращения: 29.10.2018).

6. Фролов С.Ю. Региональные вузы: проблемы развития в условиях модернизации высшего образования [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Культурология. 2015. № 9 (364), вып. 36. С. 103–107. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23640842_12787454. PDF (дата обращения: 29.10.2018).

7. Зиневич О.В., Балмасова Т. А. На пути модернизации: миссия университета в региональном развитии // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 3. С. 2000–2010.

8. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 02.11.2018).

9. Soft skills. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/profi/trainings/ (дата обращения: 05.11.2018).

10. Розанова Н.М. Научно-исследовательская работа студента. М., 2016. 256 с.

11. Федорова М. А., Цыгулева М.В. Представление работодателя о значимых научно-исследовательских компетенциях выпскников инженерных вузов» // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 3 (23). С. 89–96.

12. Soyyılmaz D., Griffin L.M., Martín M.H., Kucharský Š., Peycheva E. D., Vaupotič N. and Edelsbrunner P.A. Formal and Informal Learning and First-Year Psychology Students» Development of Scientific Thinking: A Two-Wave Panel Study // Frontiers Psycholjgy. 2017. Vol.8. P. 133. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00133.

13. Кулешов В.В., Унтура Г.А., Маркова В.Д. Развитие экономики знаний: роль инновационных проектов в программе реиндустриализации региона // Регион: экономика и социология. 2016. Вып. 3 (91). С. 28–54.

14. Калачикова О.Н. Формирование исследовательских компетенций студентов в вузе: потенциал программы образовательного сопровождения курсовых и дипломных работ // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 196–205.

15. Гараева Т. Е., Каюмова Э.Р. Формирование общих и профессиональных компетенций студента: от исследовательской работы к дипломному проекту // Информация и образование: границы коммуникаций. 2016. № 8 (16). С. 51–53.

16. Хашхожева Д.А., Паритов А.Ю., Гелястанова М.Т., Махотлова З.А., Суншева Б.М., Аккизов А.Ю. Вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу и ее перспективы как элемента самостоятельной работы студента-магистранта [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26488 (дата обращения: 31.10.2018).

17. Балашов В.В., Пацула А.В., Леньков Р. В., Гайдукова Е. А. Проблема мотивации научной деятельности студентов вуза // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 127–130.

18. Викулина М.А., Сорокоумова Г.В., Шурыгина О.В. Роль научно-исследовательской деятельности в развитии профессиональной личности будущего педагога-лингвиста // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 431. С. 155–160.

19. Барбашина Э.В. Академическое письмо: заметки заинтересованного лица // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 1. С. 185–187.

20. Миронов В. А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: монография. Тверь: ТГТУ, 2004. 150 с.

21. Чернышева Т. Л. Научный туризм студенческих объединений университетов как способ активизации научного потенциала страны // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 1 (38). С. 268–275.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ: ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ДОСТИЖЕНИЙ, ОПЫТА И ПРАКТИК УЧАСТИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1):2528-2538. https://doi.org/10.15372/PEMW20190116

For citation: Mikidenko N.L., Storozheva S.P. STUDENTS’ RESEARCH WORK AT A REGIONAL UNIVERSITY: OPPORTUNITIES, ACHIEVEMENTS, EXPERIENCES AND PRACTICES OF PARTICIPATION. Professional education in the modern world. 2019;9(1):2528-2538. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190116

Просмотров: 19

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)