АНТРОПОСОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ КАК НАУЧНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ


https://doi.org/10.15372/PEMW20190108

Полный текст:


Аннотация

Введение. Трансляция разных форм жизни – биотической и социальной – осуществляется с помощью механизмов наследственности. Но, как показали еще ученые XIX в., в органической и социальной природе эти механизмы качественно различаются. Во второй половине ХХ в. стали активно изучаться механизмы социального наследования. На рубеже ХХ – ХXI вв. возобновляются исследования в данном направлении, но с учетом качественных преобразований общества. В статье поставлена цель – на основе анализа потенциала знаний, наработанного в ХХ в., определить новые подходы к исследованию проблемы в начале ХXI века в условиях развития информатизации и цифровизации. Методология и методы исследования. Диалектическая и системно-философская методология; эволюционный, исторический, социально-генетический, социокультурный, компаративистский методы исследования, интеграция результатов. Результаты. Показано, что исследования прошлого века четко определили проблему поиска механизмов социальной наследственности, закономерностей социального наследования. Относительно автономно шло изучение вопросов социальной преемственности как перманентного процесса. В нашем веке в российском обществе происходят качественные изменения в механизмах трансляции антропосоциального опыта: ускоряются социальные процессы; нарушается перманентная связь социального наследования и преемственности в связи с либерализацией социальных отношений. Изменения одновременно идут на уровне человека и общества. Процессы информатизации и цифровизации способствуют ускорению не только трансляции антропосоциального опыта, но и его деформации, вплоть до прерывания на базе способов манипуляции информацией и сознанием субъектов. Заключение. В настоящее время проблему социальной наследственности следует ставить шире: как антропосоциальное наследование – преемственность в традиционном, социально-экономическом, духовно-культурном и образовательном аспектах. Учитывать не только однонаправленную позитивную трансляцию антропосоциального опыта, но и его возможную деформацию с использованием новейших информационных технологий.


Об авторах

В. A. Ельчанинов
Алтайский государственный университет, Барнаул
Россия
Валентин Александрович Ельчанинов – доктор философских наук, профессор


В. И. Панарин
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
Россия
Панарин Владимир Иванович – заместитель директора Института дополнительного профессионального образования ИДПО, Новосибирский государственный аграрный университет (НГАУ) (Россия, 630039, Новосибирск, ул. Никитина, 149)


В. И. Паршиков
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
Россия
Паршиков Владимир Иванович – доктор философских наук, профессор, проректор-директор института дополнительного и профессионального образования, Новосибирский государственный аграрный университет (Российская Федерация, 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина 149)


E. В. Ушакова
Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул
Россия
Елена Владимировна Ушакова – доктор философских наук, профессор, Алтайский государственный медицинский университет (Российская Федерация, 656038, Алтайский край, г. Барнаул, пер. Некрасова, 65, учебный корпус № 3)


Список литературы

1. Ельчанинов В. А. Актуальные проблемы теории исторического сознания. Барнаул: Издво Алтайского ун-та, 2004. 115 с.

2. Ельчанинов В. А. Теоретические проблемы исторического сознания Теоретические проблемы исторического сознания. Новосибирск: ЦРНС, 2011. 132 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1955. 650 с.

4. Сорокин П. А. Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет / Институт социологии. М.: Наука,. 1994. 560 с.

5. Иваницкая Л. В. Чешко В. Д., Глазко В. И. Эволюционные и генетические подходы в работах Н. Д. Кондратьева // Вестник РАЕН. 2011. № 4. С. 115–124.

6. Субетто А.И. Системогенетика и теория циклов: в 2 кн. М.: ИЦ ПК ПС, 1994. Ч.1, 284 с.; Ч.2, 321 с.

7. Дубинин Н. П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. 334 с.

8. Ан С. А., Наливайко Н. В., Панарин В. И., Паршиков В. И., Ушакова Е. В. Новые горизонты философии образования в анализе проблем управления образованием в условиях глобализирующегося мира // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 4. С. 1364–1372.

9. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.

10. Баллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987. 158 с.

11. Коптелова Т. А. Картина живого мира в парадигме органической философии // Философская мысль. 2018. № 11. С. 1–15.

12. Осьмук Л. А. Взаимодействие социальных миров. К проблеме конвенциональных отношений. Новосибирск: Наука, 2004. 290 с.

13. Системогенетика и проблемы глобального развития: коллективная научная монография / под ред. А. И. Субетто, В. А. Шамахова. СПб.: Астерион, 2015. 286 с.

14. Социология на пороге XXI в.: новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998. 272 с.

15. Бобров М. Я. Законы социологии и истории в производстве жизни социосферы. Барнаул: Издво Алтайского ун-та, 2003. 240 с.

16. Плахов В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. 220 с.

17. Егоров В. К. История есть смена поколений. М.: Молодая Гвардия, 1986. 224 с.

18. Социогенетические и политэкономические корни России как общества, страны, государства: материалы науч. семинара. Вып. № 4. / науч. рук. А. И. Неклесса. М.: Научный эксперт, 2009. 88 с.

19. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. 216 с.

20. Яковец Ю. В. Социогенетика: содержание, закономерности, перспективы: науч. доклад к V Междунар. дискуссии. М.: Фонд Н. Д. Кондратьева, 1992. 58 с.

21. Ермичев А. А. О наследовании в истории русской философии // Вопросы философии. 2018. № 8. С. 96–103.

22. Коптелова Т. А. Картина живого мира в парадигме органической философии // Философская мысль. 2018. № 11. С. 1–15.

23. Лебедева Л. Г. Преемственность поколений как аспект интеграции и дезинтеграции в социальном пространстве современного российского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 1 (37). С. 122–129.

24. Некрасов Д.А. Развитие теории инноваций. Инновационные циклы и социогенетика инноваций // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 5. С. 68–71.

25. Никифоров А.Л., Соколова Т.Д. Правда и истина как ключевые понятия философии истории: к эпистемологической оценке исторических сочинений // Вопросы философии. 2018. № 12. С. 81–85.

26. Пинженина М. В. Преемственность поколений как социальная проблема современного российского общества // XIX Уральские социологические чтения: Региональные особенности разработки и реализации социальной политики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013. С. 254–257.

27. Рагозин Н.П. Традиция как объективная форма социально-исторической преемственности // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 17 (238), вып. 37. С. 48–55.

28. Рубанов В. Г. Структура и механизмы социальной преемственности // Известия ТПУ. 2013. Т. 323, № 6. С. 111–117.

29. Руткевич А. М. Историзм и его критики // Вопросы философии. 2018. № 12. С. 24–36.

30. Снегирев И. М. Русские народные пословицы и притчи (По изданию 1848 г.). М.: Ин-т русской цивилизации, 2014. 503 с.

31. Геродот. История в девяти книгах / пер. и прим. Г. А. Стратановского. Л.: Наука, 1972.

32. Наливайко Н. В. Философия образования – концепт между человеком и миром // Антология современной русской философии. Т. 2. М: Энциклопедист- Максимум, 2017. С. 182–207.

33. Арташкина Т. А. Глобальные условия современной трансформации института образования // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 3–17.

34. Валянский С. И. Теория информации и образование. Условия выживания России. М.: АИРО – ХХ: Крафт+, 2005. 140 с.

35. Кудашов В. И., Черных С. И., Яценко М. П., Рахинский Д. В. Аксиологические трансформации в глобальном образовании как следствие информационных технологий // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 2. С. 968–975.

36. Набоков В. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Правда, 1990. Т. 1. 416 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ельчанинов В.A., Панарин В.И., Паршиков В.И., Ушакова E.В. АНТРОПОСОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ КАК НАУЧНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1):2451-2463. https://doi.org/10.15372/PEMW20190108

For citation: Yelchaninov V.A., Panarin V.I., Parshikov V.I., Ushakova E.V. ANTHROPOSOCIAL INHERITANCE AS A SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROBLEM IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION AND DIGITALIZATION. Professional education in the modern world. 2019;9(1):2451-2463. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190108

Просмотров: 1

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)