БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ


https://doi.org/10.15372/PEMW20190107

Полный текст:




Аннотация

Целью данной статьи является анализ зависимости состояния и перспектив развития российского образования от степени безопасности, основанных на аксиологическом содержании. Теоретическая база безопасности образовательного пространства, поиском которой может стать, по мнению автора, синтез геофилософских теорий, построенных на понятии «геополитическое пространство социальных отношений», с аксиологических позиций позволяет увидеть преимущества разнообразных направлений современной философии образования. Методология и методика исследования основаны на использовании многовекторной методологии: гносеологической (с принципами познания), аксиологической (с принципами образовательных ценностей) и отдельных отраслей философского знания (философия геополитики, социальная философия, миросистемный подход, философия образования и др.). Все это дает возможность рассмотреть некоторые проблемы безопасности российского образования и на основе убеждений и выработать ряд организационно-образовательных мер. Результаты исследования. Безопасность социальных отношений рассматривается в пространственно-временном измерении, в котором мы выделяем образовательную систему с точки зрения утраты самостоятельности, усечения гуманитарной сферы, зависимости от государственно-образовательных целей и др. Для сфер общественной жизни и российского образовательного пространства акцент смещается на угрозы аксиологического содержания. Поэтому для исследования данной проблемы мы обращаемся к разработанным в социальной философии основным научным концепциям, таким как геофилософия, геофилософия безопасности, геофилософский подход, геополитическая наука и миросистемный анализ. Теория модернизации, идеологически вдохновлявшая образовательные реформы, не отвечает макро- и микросоциологическим процессам в мировом пространстве социальных отношений и не может служить надежным инструментом безопасности российского образовательного пространства. От утраты своих позиций в мировой системе государств Россию может спасти только передовая ценностно-ориентированная образовательная стратегия, при которой не только центральная, но и обширная российская периферия будут интенсивно развиваться.


Об авторе

И. В. Яковлева
Научно-исследовательский институт философии образования, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
Россия
Яковлева Ирина Владимировна – кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник Научно-исследовательского института философии образования, Новосибирский государственный педагогический университет (Российская Федерация, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28)


Список литературы

1. Лихачёв А.Е. Экономическая дипломатия России: новые вызовы и возможности в условиях глобализации. М.: Весь мир, 2004. 188 с.

2. Розов Н.С. Колея и перевал: макросоциологические основания стратегий России в XXI веке. М.: Рос. полит. энциклопедия, 2011. 735 с.

3. Камашев С. В., Косенко Т. С. Глобализация и развитие отечественного образования // Российское образование в XXI веке (философские, социально-культурные и психолого-педагогические аспекты): материалы межрегион, науч.-практ. конф. Бийск: АГАО им. В.М. Шукшина, 2010. С. 122–128.

4. Изгарская А.А. Внешние и внутренние факторы в теоретических моделях развития общества: (2) миросистемный анализ и геополитическая теория (современное состояние и возможности синтеза) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2008. № 3. С. 50–54.

5. Наливайко Н.В. Глобализация и изменение ценностных ориентиров российского образования // Философия образования. 2012. № 6 (45). С. 27–33.

6. Косенко Т.С., Наливайко Н.В., Панарин В.И. Глобализация и вопросы специфики формирования современной системы воспитания // Философия образования. 2009. № 2 (27). С. 197–203.

7. ПфаненштильИ.А., ПфаненштильЛ.Н., ЯценкоМ.П.Образование ибудущее развитие России в контексте современных процессов глобализации // Философия образования. 2012. № 6 (45). С. 20–26.

8. Дергачев В.А. Цивилизационная геополитика (геофилософия). Киев: ВИРА-Р, 2004. 668 с.

9. Каччари М. Геофилософия Европы / пер. с ит. и пред. С.А. Мальцевой, СПб.: Пневма, 2004. 192 с.

10. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с фр. С.Н. Зенкина. СПб.: Алетейя, 1998. 288 с.

11. Новиков С.Г. Стратегия развития российского образования в эпоху «глобальных перемен» // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1 (16). С. 26–38.

12. Камашев С.В., Косенко Т.С. Безопасность отечественного образования в контексте проблем глобализации // Инновационные аспекты современного профессионального образования. Новосибирск: ГЦРО, 2010. Т. XXXVII. (Сер. тр., прил. к журналу «Философия образования»). С. 194–201.

13. Косенко Т. С. Воспитание в условиях глобализации // Инновационное развитие общества в условиях кросскультурных взаимодействий: материалы Междунар. конф. для студентов, магистров, аспирантов, науковедов. Сумы: Сумский областной ин-т последипломного пед. образования, 2010. Т. 2. С. 161–165.

14. Косенко Т. С. Проблемы воспитания в условиях глобализации // Философия образования. 2010. № 2 (31). С. 265–266.

15. Изгарская А.А. Пространство социальных отношений в геополитическом и миросистемном отношениях: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Красноярск, 2015. 45 с.

16. Изгарская А. А. Внешние и внутренние факторы в теоретических моделях развития общества: (1) теория модернизации и парадигмы теории международных отношений (оценка когнитивного потенциала) // Вестник Новосибирского гос. ун-та. Серия: Философия. 2008. № 2. С. 96–101.

17. Исследовательские университеты США: механизмы интеграции науки и образования / под ред. В.Б. Супяна. М.: Магистр, 2009. 399 с.

18. Яковлева И.В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: Монография. Усть-Илимск: РИО УИФ КГТУ, 2006. 148 с.

19. Косенко Т. С., Наливайко Н.В. Вопросы современного воспитания в контексте современных мировых процессов // Философия образования. 2009. № 1 (26). С. 158–165.

20. Арташкина Т. А. Опыт отечественного образования в формировании многополярного мира // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 1. С. 18–27.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Яковлева И.В. БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1):2443-2450. https://doi.org/10.15372/PEMW20190107

For citation: Iakovleva I.V. SECURITY OF RUSSIAN EDUCATION SPACE: AXIOLOGICAL CONCEPT. Professional education in the modern world. 2019;9(1):2443-2450. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190107

Просмотров: 279

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)