КОММОДИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЦЕССЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ


https://doi.org/10.15372/PEMW20190104

Полный текст:




Аннотация

Цель исследования – анализ процессов и результатов коммерциализации и коммодификации образования как ведущих тенденций современного российского и мирового образования. Методология и методы исследования: в работе осуществлен теоретический анализ проблем современного российского и мирового образования в контексте социально-психологического и практико-психологического осмысления его тенденций. Современный мир, сферы его существования и развития как одно из проявлений феномена глобализации, проходящей в контексте системного кризиса капиталистических отношений, переживает интенсивный рост процессов коммерциализации и коммодификации. Эти процессы наиболее значимы там, где коммерциализация, вопреки традициям и базовым смыслам той или иной практики, представляется субъектам естественной частью развития деятельности. Одной из таких сфер выступает сфера образования. Современное начальное, среднее высшее образование в странах бывшего СССР и многих иных бывших странах «социалистического лагеря» переживают интенсивный кризис. Они все больше десакрализуются, все больше теряется их смысловая основа. Оно становится не институтом (ретрансляции и творчества) культуры и развития человека, не институтом заботы старшего поколения о младшем, а институтом продажи услуг по (транс)формированию «человека служебного». Коммерциализация в условиях десакрализации переходит в тотальную коммодификацию. Образование становится бизнесом по поставке «образовательных услуг». Государственная бюрократия, а также руководители корпораций и предприятий разных типов активно и планомерно вмешиваются в процессы образования. Их цель – навязать образованию, начиная с первых ступеней и заканчивая последними, свои схемы, ценности, форматы. Эти цели потребления и эксплуатации человеческих и иных ресурсов чужды образованию. В итоге отбор, воспитание и обучение профессиональных, соответствующих определенной организационной культуре кадров направлены на формирование специалистов, обладающих узко ограниченным, специальным набором знаний, позволяющим выполнять конкретные производственно-бытовые функции, но не дающим возможности человеку самореализоваться, сформировать и развивать себя как личность. Масштабное и агрессивное проникновение чуждых идей и структур отношений, захват образования идеологией и технологиями «рыночного» типа приводит к феномену «смерти университета», иных ступеней образования. Системный кризис образования, деформации во взаимоотношениях человека с собой и миром – итог десакрализации, тождества невежества и отчужденности. Однако университеты и школы как специфические для каждого времени пространства диалога поколений, творческого диалога человека и культуры, продолжают развиваться. Изменяются их формы и уточняются в борьбе с консюмеризмом и коммодификацией их приоритеты, функции. Они продолжают существовать не как функции управления государством «безликими массами», не как функции эксплуатации человеческих ресурсов со стороны бизнеса, но как функции культурной трансмиссии и развития. Коммерциализация может выступать ситуативным и незначимым компонентом успешной работы университетов и школ, но не целью и не главным условием их жизнедеятельности.


Об авторах

M. P. Арпентьева
Гуманитарный институт североведения, Югорский государственный университет, Ханты-Манcийск, Югра
Россия
Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), ведущий научный сотрудник Гуманитарного института североведения, Югорский государственный университет (Российская Федерация, Югра, ул. Чехова, д. 16)


A. И. Тащёва
Психологическая служба Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Россия
Тащёва Анна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент доцент кафедры психологии личности и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет (Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42)


С. В. Гриднева
Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Россия
Гриднева Светлана Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет (Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42)


Список литературы

1. Бок Д. Плюсы и минусы коммерциализации // Отечественные записки. 2003. №6 (14). С. 56–72.

2. Грачев И. Хорошо забытое новое // Литературная газета. 2007. 8–14 августа. С. 13.

3. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб: Алетейя, 1998.

4. Иглтон Т. Медленная смерть университета // Совет ректоров. 2015. №4. С. 19–26.

5. Бердышева Е.С. От критики к аналитике: коммодификация жизненно важных благ как актуальная исследовательская проблема в новой экономической социологии // Экономическая социология. 2012. Т. 13, № 1. С. 67–85.

6. Miller D. Consumption and Commodities // Annual Review of Anthropology. 1995. Vol. 24. P. 141–161.

7. Fourcade M., Healy K. Moral Views of Market Society // Annual Review of Sociology. 2007. Vol. 33. P. 285–311.

8. Zelizer V. The Purchase of Intimacy // Law and Social Inquiry. 2000. Vol. 25 (3). P. 817–848.

9. Поланьи К. Великая трансформация. М.: Алетейя, 2002. 320 с.

10. Radin M. J. Contested Commodities. The Trouble with Trade in Sex, Children, Body Parts, and Other Things. Cambridge; London: Harvard University Press. 1996. 480 p.

11. Callon M. Introduction: the Embeddedness of Economic Markets in Economics // The Laws of the Markets. Oxford; Keele: Blackwell Publishing; The Sociological Review; 1998. P. 1–57.

12. Ferry E. Inalienable Commodities: The Production and Circulation of Silver and Patrimony in a Mexican Mining Cooperative // Cultural Anthropology. 2002. Vol. 17 (3). P. 331–358.

13. Povinelli E. Radical Worlds: The Anthropology of Incommensurability and Inconceivability // Annual Review of Anthropolog. 2001. Vol. 30. P. 319–334.

14. Karpik L. Valuing the Unique: The Economics of Singularities. New Jersy, Princeton: Princeton University Press, 2010. 340 p.

15. Baron J., Spranca M. Protected Values // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1997. Vol. 70 (1). P. 1–16.

16. Ильин В. И. Культура потребления [Электронный ресурс]. URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/consculture.html (дата обращения: 13.10.2017).

17. Савельева О.О. Социология рекламного воздействия. М.: РИП-холдинг, 2006. 284 с.

18. Дебор Г.Э. Общество спектакля. М: Опустошитель, 2012.

19. Раевская Е.А. Социокультурные основания и коммуникативные практики конструирования рекламы в российском провинциальном городе: дис. … канд. социол. наук. Саратов: Саратовский ГТУ им. Ю.А. Гагарина, 2014. 153 с.

20. Тихазе Д.К., Курилова А.С. Вещь как объект потребления в обществе потребления // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 5 (58), Т. XIV. С. 121–125.

21. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни [Электронный ресурс] // Кооб.ру. URL: http://www.koob.ru/goffman_i/predstav_seb_drug, (дата обращения: 30.11.2017).

22. Иванов Д.В. Потребление как агент легкой социальности в городском пространстве // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14, № 5. С. 142.

23. Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов [Электронный ресурс] // Ройял. Либ. URL: http://royallib.ru/book/klyayn_naomi/No_Logo_lyudi_protiv_brendov.html (дата обращения: 10.09.2017).

24. ПироговС.В.Феноменологическая социология иурбанистика // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Культурология. Филология. 2004. № 282. С. 96–102.

25. Никольский В.С. Коммодификация знания и образования: эссе о ценностях и ценах // Высшее образование в России. 2010. №3. С. 149–152.

26. Фромм Э. Здоровое общество. М.: АСТ, 2011.

27. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Академ. проект, 2007.

28. Глухова Т. И. Потребление как фактор изменений в социальной жизни российского общества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV, № 5 (58). С. 65–72.

29. Baron J., Spranca M. Protected Values // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1997. Vol. 70 (1). P. 1–16.

30. Иванов Д.В. Глэм-капитализм: общество потребления в XXI в. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV, № 05 (58). С. 49.

31. Лебедева С.В. Наука и бизнес: коммодификация, коммерциализация или трансфер технологий? [Электронный ресурс] // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XL Междунар. науч.-практ. конф. № 8 (40). Новосибирск: СибАК, 2014. URL: https://sibac.info/conf/econom/xl/38955 (дата обращения: 16.05.2018).

32. Mirowski Ph. The Modern Commercialization of Science is a Passel of Ponzi Schemes [Электронный ресурс]. Nicholas Mullins Lecture Draft 2.0 Publish Version. URL: http://ideaseco.files.wordpress.com/2011/03/mirowski-mullins-lecture.pdf (дата обращения: 04.06.2018).

33. Appadurai A. Definitions: Commodity and Commodification // Rethinking Commodification: Cases and Readings in Law and Culture / M. Ertman, J.C. Williams (eds.). New York: University Press, 2005. P. 1–35.

34. Prodnik J. A Note on the Ongoing Processes of Commodification: From the Audience Commodity to the Social Factory // Triple-C: Cognition, Communication, Co-operation. 2012. Vol. 10, no. 2. Special issue «Marx is Back» (ed. by Ch. Fuchs and V. Mosco). P. 274–301.

35. Савельев Ю.П. Все граждане России в XXI веке должны иметь высшее образование // СанктПетербургский вестник высшей школы. 2007. Январь-февраль. С. 3.

36. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: Высшая школа экономики, 2010. 304 с.

37. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 538 с.

38. Чайчук Е.О. Проблемы управления образованием как бизнес-процессом // Модернизация хозяйственного механизма сквозь призму экономических, правовых, социальных и инженерных подходов: сборник материалов IX Междунар. науч.-практ. конференции. 30 ноября 2016 г. Минск. Минск: Белорусский национальный технический университет, 2016. С. 195–196.

39. Шпилевая И.Е., Анисимова Т. С. Бизнес-технологии в образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 7. С. 116–120.

40. Айвазов А. Не«рента»бельное хозяйство // Литературная газета. 2007. 18–24 апреля. № 16. С. 4.

41. Жукова Г.К. Сага о форсайте или об идолах Global Education… [Электронный ресурс]. URL: http://katyusha.org/view?id=3365 (дата обращения: 10.09.2017)

42. Бальзак де О. Блеск и нищета куртизанок // Бальзак де О. Собрание сочинений: в 15т. – М.: Худ. литература, 1954. Т. 9. Человеческая комедия. 320 с.

43. Стронг М. Злокачественное образование [Электронный ресурс]. URL: https://esquire.ru/archive/5497-michael-strong/ (дата обращения: 15.03.2018).

44. Грачев И. Хорошо забытое новое // Литературная газета. 2007. 8–14 августа, № 32. С. 13.

45. Долженко О. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995. С. 206–211.

46. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. 575 с.

47. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). М.: Эксперимент, 1993. 154 с.

48. Шелер М. Формы знания и образование // Человек. 1992. № 5. С. 63–75.

49. Буров В. В. Вызов 2035. М.: Олимп-Бизнес, 2016. 256 с.

50. Арпентьева М.Р., Меньшиков П.В. Дидактическая коммуникация: умение учиться и умение учить / под ред. М. Р. Арпентьевой. Калуга: КГУ, 2017. 354 с.

51. Меньшиков П.В. Психологические исследования дидактической коммуникации. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2017. 258 с.

52. Минигалиева М.Р. Образовательно-воспитательное взаимодействие: умение учиться и умение учить: метод. пособие. Калуга: Калужский ГУ им. К. Э. Циолковского, 2014. 32 с.

53. Тащёва А.И., Гриднева С.В. Повышение качества психологического и педагогического профессионального образования в вузе // ХХVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании материалы Всероссийской научной конф., посв. 90-летию со дня образования ПГПИ-ПГПУ. Пермь: ПГПУ, 2011. С. 175–177.

54. Управляемое самостоятельное обучение в условиях современного университета: теоретические аспекты и практические рекомендации: практико-ориентированная монография / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, В.Т. Фоменко, С.В. Гриднева, Г. П. Звездина, А. И. Тащёва, Г.Н. Юшко. Ростов на/Д: Изд-во ЮФУ, 2014. 400 с.

55. Psychodiagnostics, counselling and mediation in professional and unprofessional relationships / ed. by M.R. Arpentieva, etc. // Actual problem of the practical psychology. Сanada, Toronto: Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., 2018. Vol. 3. 664 p.

56. Foresight Education: Values, Models and Technologies of Didactic Communication of the XXI Century / ed. by M.R. Arpentieva, etc. // Actual problem of the practical psychology. Сanada, Toronto: Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., 2018. Vol. 4. 710 p.

57. Psychology and pedagogy of the future: youth foresight.Youth and psychology: ideas and projects / ed. by M. R. Arpentieva (ed), etc. // Actual problem of the practical psychology. Сanada, Toronto: Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., 2018. Vol. 5. 504 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Арпентьева M.P., Тащёва A.И., Гриднева С.В. КОММОДИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЦЕССЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1):2406-2420. https://doi.org/10.15372/PEMW20190104

For citation: Arpentieva M.R., Tashcheva A.I., Gridneva S.V. EDUCATION COMMODIFICATION: PROCESSES AND RESULTS. Professional education in the modern world. 2019;9(1):2406-2420. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190104

Просмотров: 396

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)