ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛИЦ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ


Аннотация

Данная статья посвящена актуальной социально-психологической проблеме – особенностям эмоционального интеллекта у лиц с разными типами психологических границ в возрасте молодости. В общем виде, под психологическими границами автором понимаются функции «Я», направленные на отграничение «своего собственного» от «иного», акцентируя идентичное и защищая его от неидентичного. Психологические границы выступают решающим фактором для развития, трансформации и функционирования эмоционального интеллекта, как личностного феномена. Эмоциональный интеллект рассмтривается автором как совокупность способностей понимать, называть и распознавать эмоции. Являясь системой аффективных и когнитивных представлений, эмоциональный интеллект функционирует на границе внутреннего и внешнего пространства. Эмпирическое исследование базируется на друх ключевых принципах психологии: принципе системности и принципе единства внешних воздействий и внутренних условий. В исследовании используются следующие методики: «Психологические границы личности» Э. Хартманна, в адаптации О.А. Шамшиковой, В.И. Волоховой, 2013 г.; «Границы Я» Н. Браун, в адаптации Е.О. Шамшиковой, 2010 г.; Опросник Н. Холла – методика оценки эмоционального интеллекта в адаптации Е.И. Ильина, 2001 г.; Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (ЭМИН), 2006 г. В нем приняло участие 58 респондентов в возрасте молодости от 23 до 35 лет. Исследование состояло из двух этапов. Первый – направлен на установление наличия взаимосвязей между психологическими границами личности и эмоциональным интеллектом (математическая обработка данных проводилась, с применением рангового коэффициента корреляции rs-Спирмена), второй – на выявление особенностей эмоционального интеллекта у лиц с разными типами психологических границ (критерий значимости различий U-Манна Уитни). В результате исследования было выявлено, что чем лучше сформированы психологические границы, тем выше способность личности распознавать свои эмоциональные состояния и понимать эмоциональные состояния других людей. Наиболее высокие показатели эмоционального интеллекта обнаружены у лиц со средним уровнем психологической дистнции.


Об авторе

Екатерина Олеговна Ермолова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии


Список литературы

1. Шамшикова Е.О. Анализ топологических категорий психологического пространства человека в отечественной и зарубежной психологии // Социокультурные детерминанты и мотивационные основы развития личности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: НГПУ, 2010. С. 251-263.

2. Краснова О.В. Особенности формирования перфекционизма, проявляющиеся в структурных компонентах психологических границ личности (на примере молодых людей 18 лет). Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: Издательство Московского гуманитарного университета. №5. 2014. С. 33.

3. Шамшикова О.А., Шамшикова Е.О. О феномене «Психологические границы Я» // Социокультурные проблемы современной молодёжи материалы Международной научно-практической конференции. под научной редакцией Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой; Новосибирский государственный педагогический университет, Факультет психологии. 2006. С. 287-301.

4. Шамшикова Е.О. Психологическая дистанция как особая топологическая категория // Социокультурные проблемы современного человека Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2010. С. 427-435.

5. Шамшикова Е.О. Нарциссические корреляты психологического пространства личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Новосибирск, 2010. 24 с.

6. Шамшикова Е.О., Шамшикова О.А. Проблема развития «Я» в онтогенезе: две мадальности психологических границ // Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы II Международной научно-практической конференции. Часть I. / Под науч. ред. О.А. Шамшиковой, Н.Я. Большуновой. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. Часть I. С. 195 - 207.

7. Erlich H.S. Being and Doing in psychoanalysis and psychotheropy // Read ti Isreal Psychoanalytic Society, and Sigmund Freud Institute. Frankfurt, 1989. P. 263-274.

8. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969. 531 с.

9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект = Emotional Intelligence. М.: АСТ, 2009. 480 с.

10. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.

11. Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект: Самое важное. М.: ACT, 2008. 342 с.

12. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // Handbook of Human Intelligence (2nd ed.) / Ed by R.J. Sternberg. New York: Cambridge, 2000. P. 396-420.

13. Brackett M.A., Mayer J.D. Сonvergent, discriminant, and incremental validity of competing measures of emotional intelligence // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. no 9. P. 1147-1158.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / сост. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2007. 720 с.

15. Дрозд И.А. Взаимосвязь психологической границы с эмоциональными состояниями личности // Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 4. С. 226-229.

16. Леви Т.С., Дрозд И.А. Особенности эмоциональных состояний людей с разными типами психологической границы личности // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 68-72.

17. Янкеш О.И. Взаимосвязь психологических границ личности и уровня интеллектуального развития в подростковом возрасте // СМАЛЬТА. 2016. № 1. С. 82-84.

18. Шамшикова Е.О. Особенности взаимосвязи типов психологических границ и защитных механизмов личности в старшем подростковом возрасте (межнациональные различия) // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 178-185.

19. Шамшикова Е.О., Шамшикова О.А., Рехлова А.И. Взаимосвязь психологических границ и статусов эго-идентичности у однополых близнецов // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 184-189.

20. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. К вопросу о психологической границе в контексте социально-психологического феномена закрытости // Мир психологии. 2009. № 1. С. 158-165.

21. Мякотин И.С. Социальная фобия как нарушение психологических границ и искажение идентичности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 363-365.

22. Шамшикова О.А., Волохова В.И. Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики «Психологические границы личности» Э. Хартманна // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5 (42). С. 243-248.

23. Шамшикова Е.О. Адаптация зарубежной методики «Границы Я» Н. Браун (N. Brown) // Мир науки, культуры, образования. 2009. №4 (16). С.167-174.

24. Ильин Е.И. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. С. 633-634.

25. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями – эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 129-140.

26. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ермолова Е.О. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛИЦ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(1).

For citation: . . Professional education in the modern world. 2019;9(1).

Просмотров: 6

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)