Содержание, формы и методы профессионального обучения компетентных сельскохозяйственных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде


https://doi.org/10.15372/PEMW20180421

Полный текст:




Аннотация

В настоящем исследовании рассматриваются вопросы организации профессионального обучения компетентных сельскохозяйственных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде. Проведен анализ современных требований к содержанию, формам и методам профессионального обучения. В первую очередь рассматриваются научные подходы к разработке содержания профессионального обучения в интегрированной образовательно-производственной среде. В частности, обосновывается актуальность опережающего, деятельностного, интегрального, компетентностного, модульного и воспитательного подходов в создании эффективной системы профессионального обучения. Особое внимание уделено формированию у обучающихся позитивного мотивационно-ценностного отношения к сельскохозяйственной деятельности в интегрированной образовательно-производственной среде. Детально очерчены формы обучения, в которых эффективно организуется интегрированное профессиональное обучение в образовательной организации и на рабочих местах сельскохозяйственного предприятия. При этом подробно описаны функции участников образовательного процесса как на этапе планирования, так и на этапе реализации профессионального обучения. Наряду с этим указаны зоны ответственности преподавателей образовательных организаций и мастеров-наставников на производстве. Не остались без внимания и структурные компоненты учебных дней в образовательной и производственных организациях. Описаны методы обучения, наиболее полно учитывающие специфику профессионального обучения в интегрированной образовательно-производственной среде: метод проектов, метод рабочих замыслов, метод руководств, метод обучения через действие, метод развивающейся кооперации. Обосновано применение этих методов для усиления практической подготовки обучающихся. Показана роль демонстрационного экзамена в определении уровня владения обучающимися профессиональными компетенциями и их составляющими, особенно практическим опытом. С учетом требований профессионального и образовательного стандартов разработаны рекомендации по организации и управлению интегрированным процессом профессионального обучения. Указаны принципы управления: системности и целостности; объективности и полноты информации; ориентация на цель и задачи профобучения, отражающие требования, выработанные профшколой совместно с предприятием; непрерывного повышения качества образовательного процесса и условий его организации; вовлечения производственников, преподавателей и обучающихся в процесс управления интегрированной моделью профессионального обучения; полисубъектности потребителя. С учетом вышеперечисленных принципов спроектирована схема управления интегрированным профессиональным обучением и определены управленческие функции для каждого блока этой схемы.

Об авторах

А. А. Меденцев
Томский институт переподготовки кадров и агробизнеса
Россия

Меденцев Анатолий Андреевич – кандидат педагогических наук, руководитель центра дистанционного образования

634009, Томск, пр. Ленина, 102



И. В. Черданцева
Томский сельскохозяйственный институт – филиал ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ
Россия

Черданцева Ирина Васильевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и права

634050, Томск, ул. К. Маркса, 19



А. В. Черняйкин
Томский институт переподготовки кадров и агробизнеса
Россия

Черняйкин Анатолий Васильевич – кандидат экономических наук, ректор 

634009, Томск, пр. Ленина, 102



Список литературы

1. Апарц Б. С. Школа – ресурсный центр НПО-профессия // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 11. С. 3–7.

2. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

3. Блинов В. И. Практикоориентированное профессиональное образование // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 11. C. 14–16.

4. Буреш О. В., Жук М. А. Формирование образовательно-научно-производственных кластеров как стратегия повышения конкурентоспособности региона // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 120–125.

5. Дуальное образование. Перспективы внедрения практики профессионального образования на принципах дуального обучения в России. М.: ИФРУ, 2015.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.

7. Мащенко О. Н. Социальное партнерство как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука. 2011. № 1. С. 47–50.

8. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. М.: АСИ, 2015.

9. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.:МЗ-Пресс, 2004. 67 с.

10. Петухова Т. П. Университет и школы: образовательный кластер // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 113–121.

11. Торопов Д. А. Обеспечение качества профессионального образования в Германии». М.: РАО, Институт педагогики и психологии профессионального образования, 2005. 301 с.

12. Факторович А. А. Дуальное обучение: новые возможности и новые требования к качеству программ // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 11. C. 26–28.

13. Факторович А. А. Теория и практика управления качеством образования в современном вузе. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. 200 с.

14. Федотова Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнерства. М.: Изд. центр АПО, 2001. 225 с.

15. Фрайхофф Д. Из опыта Российско-Германской внешнеторговой палаты // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 11. C. 12–13.

16. Шаршов И. А., Л. Н. Макарова. Проблемные аспекты повышения квалификации научно-педагогических кадров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 10 (90). С. 7–11.

17. Эриашвили Н. Д., Логинов Е. Л., Райков А. Н., Ефремов Д. Н. Системные подходы к формированию мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе ОНП-сети. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 37 с.

18. Яковлева И. Л. Некоторые аспекты социального партнерства как важнейшего инструмента развития профессионального образования // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2011. № 4. С. 31–38.

19. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

20. Piaget J. L’epistemologie des relations interdisciplinaires // Bulletin Uni-information. 1973. № 31.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Меденцев А.А., Черданцева И.В., Черняйкин А.В. Содержание, формы и методы профессионального обучения компетентных сельскохозяйственных рабочих в интегрированной образовательно-производственной среде. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(4):2336–2350. https://doi.org/10.15372/PEMW20180421

For citation: Medentsev A.A., Cherdantseva I.V., Cherniaykin A.V. Content, forms and methods of professional agricultural staff training in integrated educational and industrial environment. Professional education in the modern world. 2018;8(4):2336–2350. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180421

Просмотров: 318

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)