Адаптированность как процесс и как результат профессиональной подготовки военных специалистов


https://doi.org/10.15372/PEMW20180420

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается проблема адаптированности военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки по военно-учетным специальностям как результата их профессиональной адаптации. Основой исследования выступила категория адаптированности. Выявлены объективные и субъективные факторы, определяющие процесс адаптации будущих военных специалистов, а также его результаты – степень адаптированности и эффективности. Рассмотрена адаптированность военных специалистов к профессиональной деятельности как системы, выделены ее основные компоненты. На основе проведенного анализа психолого-педагогических работ отечественных и зарубежных авторов систематизированы знания по категории «адаптированность» и сформулировано понятие «адаптированности военного специалиста к профессиональной деятельности» в результате процесса профессиональной адаптации как системы сформированных военных навыков, профессионально важных адаптационных качеств и эмоционально-волевых характеристик личности, позволяющих успешно выполнять служебно-должностные обязанности по предназначению в сложных условиях военной службы. Рассмотренные основные компоненты адаптированности стали основой для определения критериев и параметров адаптированности военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки по военно-учетным специальностям с характерными проявлениями их на практике. Предложены субъективные и объективные критерии адаптированности военных специалистов. К субъективным критериям, связанным с различными профессионально важными качествами военных специалистов отнесены мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, содержательно-когнитивный критерии. В качестве критерия, имеющего объективную основу, предложен деятельностно-поведенческий критерий. Разработаны параметры каждого из этих критериев, позволяющие объективно и всесторонне оценить результаты процесса адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в ходе их подготовки по военно-учетной специальности.


Об авторах

В. А. Корытков
Войсковая часть 71592
Россия

Корытков Владимир Александрович – кандидат педагогических наук, военнослужащий

630 017, г. Новосибирск, ул. Бориса Богаткова, д. 194, корп. 10



А. В. Леопа
Сибирский федеральный университет
Россия

Леопа Александр Владимирович – доктор философских наук, доцент, Учебный военный центр, Военно-инженерный институт

660036, г. Красноярск, ул. Академгородок, 13А

 



Список литературы

1. Корытков В. А., Леопа А. В. Модель адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки по военно-учетным специальностям // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 3. С. 77–82.

2. Смирнов А. А., Живаев Н. Г. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 115 с.

3. Савищева Т. В. Особенности профессиональной адаптированности начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования // Инновационная наука. 2015. № 12. С. 263–265.

4. Колесов Д. В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. М.: Наука, 1987. 112 с.

5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. М., 1985.

6. Карпов А. В., Орел В. Е, Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации: монография. Ярославль: Открытое общество, 2003. 161 с.

7. Bronfenbrenner U. Theecology of developmental processes // Handbook of Child Psychology / W. Damon & R. M. Lerner. 5 – the d. Vol. 1. Theoretical Models of Human Development. N. Y., 1998. P. 993–1028.

8. Philis L. Human adaptation and his failures. In: Academic Press. New York and London, 1968.

9. Eysenck H. J., Arnold W., Meili R. (EDC) Encyclopedia of Psychology // Herder and Herder. New York. Vol. 1. 1972. P. 396.

10. Verahsa N., van Oers B. Early childhood education from a Russian perspective // International Journal of Early Years Education. 2011. P. 79–88.

11. Harris R. C. Motivation and School Readiness: What is Missing From Current Assesments of Preschoolers Readiness for kindergarten? // NHS – Dialog. 2007. Vol. 10, № 3–4. Р. 15–163.

12. Prior M., Bavin E., Ong B. Predictors of School readiness in file?To six-year-old children from an Australian longitudinal community sample // Educational Psychlogy. 2011. Vol. 31, № 1. P. 3–16.

13. Усова Н. В. Трансформация адаптационной готовности личности в ситуации потери работы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 9. С. 453–457.

14. Тарасова Л. Е. Теоретический анализ понятия «адаптационная готовность» // Шаг в будущее: сб. научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 143–146.

15. Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды // Мир психологии. 2008. № 1. С. 95–96.

16. Арендачук И. В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности: системно-диахронический подход // Современные исследования социальных проблем: электронный научных журнал. 2013. № 10 (30). С. 15–22.

17. Петровский В. А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. № 3. C. 26–38.

18. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. – 104 с.

19. Зимина О. Л. Формирование ценностных ориентаций у студентов в образовательном процессе вуза: автореф. дис.…канд. пед. наук. Краснодар, 2004. 22 с.

20. Безюлева Г. В. Психолого-педагогической сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 320 с.

21. Леухин О. Н. Процесс адаптации курсантов к военно-профессиональной деятельности в системе«военный вуз – войска»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2006. 22 с.

22. Чемодуров М. В. Педагогические условия адаптации курсантов военного вуза к учебно-профессиональной деятельности (на материале подготовки специалистов по защите информации): автореф. дис…. канд. пед. наук. Курск, 2009. 22 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Корытков В.А., Леопа А.В. Адаптированность как процесс и как результат профессиональной подготовки военных специалистов. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(4):2325-2335. https://doi.org/10.15372/PEMW20180420

For citation: Korytkov V.A., Leopa A.V. Adaptation as a process and as a result of training military professionals. Professional education in the modern world. 2018;8(4):2325-2335. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180420

Просмотров: 28

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)