Кризис университета: от «всесторонне развитой личности» к «роботоустойчивому специалисту»
https://doi.org/10.15372/PEMW20180417
Аннотация
Цель исследования – анализ проблем современного российского образования. Глобализация как феномен культуры предполагает распространение современных экономических, правовых, социологических и других теорий (в том числе средствами цифровых технологий) в сфере их применения в трансформации науки, искусства и образования. Глобализация направлена на трансмиссию ценностей, моделей понимания себя и мира, моделей общения стран, считающихся носителями общечеловеческой культуры, «цивилизации» (Европа и США) в варварские страны «второго» и «третьего» миров. В процессе глобализации особенно заметное место занимает образование. Оно проходит несколько стадий: от воспитания и обучения человека Homo sapiens к «обучению» специалиста Homo habilis и, кроме того, к «формированию» потребителя Homo consúmens, после которого – формирование «робота», «защищенного» человека службы или Homo officialis. Последний естественным образом дополнен Homo dominus, образование которого может быть совершенно иным, но в целом не является необходимостью: объединение власти, цефализация контроля (мон диализация) фактически противодействуют развитию. Цифровые технологии – всего лишь небольшая часть процесса. Направленный развал традиционного образования в университете связывают с тем, что современный вуз устарел, не способен сформировать уровень компетентности студентов, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях. Отмечается, что в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации, обучение должно быть более динамичным. Цель такого обучения в вузе видится в формировании ключевых компетенций, связанных с выбранной специальностью и спецификой профессиональной самореализации. Таким образом, вместо предполагаемого «расширения» и «динамизации» образование сужается и становится все более «неизменным». Элементы научного поиска, сотворчества изымаются, заменяясь воспроизведением шаблонов, позволяющих достигать состояния конкурентоспособности по отношению к роботам и технологиям в целом.
Ключ. слова
Об авторах
М. Р. АрпентьеваРоссия
Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), ведущий научный сотрудник кафедры теории и методики физического воспитания
г. Ханты-Манcийск, Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра
С. В. Гриднева
Россия
Гриднева Светлана Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры обшей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики
Рстов-на-Дону
А. И. Тащёва
Россия
Тащёва Анна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии личности и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики
Рстов-на-Дону
Список литературы
1. Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений (1871–1872) // Ницше Ф. Философская проза, стихотворения: сборник. Минск: Попурри, 2000. 62 с.
2. Арпентьева М. Р. Гуманистика: цели «роботоустойчивого образования» // Сетевое взаимодействие как условие формирования нового качества профессионального образования: сборник материалов III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Воронеж: Ритм, 2018. С. 5–10.
3. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавины // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 152–231.
4. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. Форсайт и российское образование // Профессиональное образование в современном мире. 2013. № 3 (10). С. 17–28.
5. Aoun J. E. Robot-Proof: Higher Education in the Age of Artificial Intelligence. New York; London: MIT Press, 2017. 216 p.
6. Крюков С. В. Форсайт // Пространство экономики. 2010. № 3–2. С. 7–17.
7. Cubberly E. P. Public School Administration: A Statement of the Fundamental Principles Underlying the Organization and Administration of Public Education. NewYork: NabuPress, 2014. 546 p.
8. Dewey J. My Pedagogical Creed. New York: Forgotten Books, 2017. 50 р.
9. Управляемое самостоятельное обучение в условиях современного университета: теоретические аспекты и практические рекомендации: практико-ориентированная монография / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, В. Т. Фоменко, С. В. Гриднева, Г. П. Звездина, А. И. Тащёва, Г. Н. Юшко. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2014. 400 с.
10. Минигалиева М. Р. Образовательно-воспитательное взаимодействие: умение учиться и умение учить: метод. пособие для студентов, учащихся и родителей, а также преподавателей высших и средних школ. Калуга, КГУ им. К. Э. Циолковского, 2014. 32 с.
11. Арпентьева М. Р., Меньшиков П. В. Дидактическая коммуникация: умение учиться и умение учить / под ред. М. Р. Арпентьевой. Калуга: КГУ, 2017. 354 с.
12. Будущее образования: глобальная повестка. Доклад, подгот. АСИ Сколково и Сколтехом [Электронный ресурс]. URL: edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
13. Жукова Г. К. Сага о форсайте или об идолах GlobalEducation… [Электронный ресурс] // VIII заседание Молод. дискусс. клуба РИСИ «Иностранное влияние на сферу образования в России». URL: http://katyusha.org/view?id=3365 (дата обращения: 10.09.2017).
14. Песков Д. и др. Что такое форсайт образования [Электронный ресурс] // Наука и технологии России. URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=354&d_no=72 965#.WcgOQLJJbIV (дата обращения: 10.09.2017).
15. Бок Д. Плюсы и минусы коммерциализации // Отечественные записки. 2003. № 6 (14). С. 56–72.
16. Грачев И. Хорошо забытое новое // Литературная газета. 2007. 8–14 августа, № 32. С. 13.
17. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб: Алетейя, 1998. С. 118–119.
18. Иглтон Т. Медленная смерть университета // Совет ректоров. 2015. № 4. С. 19–26.
19. Иванов О. Б. Глобальные риски и тенденции современного мира // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2017. № 1. С. 7–20.
20. Корнеева В. Ю., Щипанов Е. Ф. Риск-ориентированная система управления промышленными корпоративными структурами в современных условиях хозяйствования. Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т. 10, № 5 (48). С. 798–807.
21. Филатов А. А. и др. Управление рисками, аудит и внутренний контроль: практ. рекомендации. M.:Изд. решения, 2015. 248 с.
22. Erasmus+ Итоги программы Tempus и новая программа Erasmus+ Москва: Erasmus+, Национальный НациональныйофисErasmus+вРоссии[Электронныйресурс].URL:http://www.ric.vsu.ru/UserFiles/File/201505/20150512/20 150 512_Anna_Muraveva.pdf (дата обращения: 15.03.2018).
23. Тащёва А. И., Гриднева С. В. Повышение качества психологического и педагогического профессионального образования в вузе // ХХVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании: материалы Всероссийской научной конф., посв. 90-летию со дня образования ПГПИ-ПГПУ. Пермь: ПГПУ, 2011. С. 175–177.
24. Пульбере А. И. Система мониторинга как средство управления качеством непрерывного технического образования: дис…. д-ра пед. наук. Ростов н/Д: Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, 2006. 441 с.
25. Dunning Th. J. Trade’s Unions and Strikes: Their Philosophy and Intention. London: Published by the author, and Sold by M. Harley, no 5, Raquet court, Fleet street, E. C., 1860. 52 p.
26. Marx K. Capital: A Critique of Political Economy – The Process of Capitalist Production, Palala Press, 2018. 884 p.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Арпентьева М.Р., Гриднева С.В., Тащёва А.И. Кризис университета: от «всесторонне развитой личности» к «роботоустойчивому специалисту». Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(4):2298-2308. https://doi.org/10.15372/PEMW20180417
For citation: Arpentieva M.R., Gridneva S.V., Tashcheva A.I. University crisis: from «versatile personality» to «the robot proof specialist». Professional education in the modern world. 2018;8(4):2298-2308. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180417
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.