Идеи В. А. Сухомлинского в контексте и ситуации современного университетского образования
https://doi.org/10.15372/PEMW20180416
Аннотация
В современной социокультурной ситуации поликультурного мира особенно актуальна проблема формирования личности компетентного специалиста в университетском образовании. Текущий год является годом столетнего юбилея великого советского педагога – практика и ученого – Василия Александровича Сухомлинского, что стимулирует переосмысление, поиск новых смыслов в традиционном прочтении его идей. Автор исследует этнокультурный контекст российского профессионального образования в поликультурной среде, рассматривая образование в аспекте этничности, как деятельность по передаче содержания (ценностей, духовно-нравственных ориентиров, исторических традиций и т. д.) конкретной культуры (этнокультурный контекст), а не некого абстрактного культурноисторического опыта (поликультурный контекст). В современной социокультурной ситуации многонациональной России актуализируется проблема этнокультурного контекста в содержании профессионального образования, выступающего гарантом хранения и трансляции этнокультурных традиций, исходя их тезиса, что идеального баланса, гармоничного соотношения полиэтничности и этнокультурности в современной социокультурной ситуации России и, особенно, Европы, не удается выявить. Автор актуализирует развитие взглядов великих педагогов прошлого на проблемы современного университетского образования. Основная проблема статьи – рассмотрение теории и практики реализации этнокультурного контекста университетского образования в условиях поликультурной среды. Предметом статьи является поликультурный образовательный процесс университета; объектом – герменевтические аспекты использования педагогического наследия Василия Александровича Сухомлинского в поликультурном образовательном процессе университета. Методологическими основаниями выступают культурологический подход, рассматриваемый в контексте содержательных требований компетентностного подхода. Особое внимание уделяется рассмотрению связи теоретических идей В.А. Сухомлинского, реализуемых в практике образования личности в советской школе, и их экстраполяция на поле современного университетского образования в полицентричном мире.
Об авторе
М. И. АлдошинаРоссия
Алдошина Марина Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, директор Центра по взаимодействию с Российской академией образования
г. Орел, ул. Комсомольская, 95
Список литературы
1. Алдошина М. И. Формирование этноэстетической культуры: методология, модель, методика: монография. М.: Изд-во МГОУ, 2008.
2. Алдошина М. И. Этнокультурность и поликультурность в образовании: актуализация проблемы // Образование и общество. 2015. № 6. С. 32–34.
3. Буева Л. П. Человек в системе образования ХХӀ века // Образование и социальные вызовы ХХӀ века: коллективная монография. М., 2010. С. 121–132.
4. Бушмарина Н. Н. Поликультурная компетентность педагога: необходимость и запрос современного образования // Теория и практика воспитания: педагогика и психология. М.: Изд-во МПСУ, 2016. С. 665–668.
5. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Перспективы развития системы высшего образования в России // Интернет-журнал Науковедение. 2015. № 3 (28). С. 139.
6. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Концепция развития системы высшего образования в России // Мир науки. 2016. Т. 4, № 5. С. 7.
7. Вульфсон Б. Л. Аккультурация иммигрантской молодежи в европейском образовательном пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 6. С. 43–47.
8. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: проблемы и перспективы развития // Дошкольное образование. 2016. № 9. С. 4–10.
9. Джуринский А. Н. Межнациональное воспитание в странах запада: сравнительный анализ // Наука и школа. 2015. № 4. С. 77–87.
10. Иванов О. Б., Иванова С. В. Формирование современного образовательного пространства: междисциплинарный взгляд исследования // Философия науки. 2016. № 1. С. 39–49.
11. Илларионова Л. П. Духовно-нравственная культура будущего социального педагога: аксиологические основания // Социальная педагогика. 2013. № 5. С. 91–93.
12. Лихачев Д. С. Раздумья о России. СПб.: Логос, 1999.
13. Равкин 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5. С. 87–90.
14. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Политическая литература, 1982. 270 с.
15. Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. М.: Советская Россия, 1978. 96 с.
16. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д, 1995. 314 с.
17. Aldoshina M. I. Valuation Means of Students» Competences at the University // Asian Social Science. 2014. Т. 10, № 24. С. 77–84.
18. Dzhurinsky A. N. School policy in Russia and the challenges of a multicultural society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 186. P. 811–814.
19. Hart. Jonatan Locke. Interpreting cultures: Literature, religion and the human sciences. New York: Basingstoke Hants, 2006. 340 p.
20. History of the University in Europe / General editor Walter Ruegg. Oxford, 1992. Vol. 1.
21. Hofstede G. Culture»s Consequences: International Differences in Work-related Values // Newbury Park est. Sage, 1991. 327 p.
22. Nikandrov N. D. Values as the basis of the goals of upbringing // Russian Education and Society. 1999. Vol. 41. Р. 50.
23. Orlov A.A. Today’s teacher: social prestige and profession status // Russian Education and Society. 2000. Vol. 42, № 8. Р. 18–34.
24. Pelikan J. The idea of University (a Reexamination). New Haven and London, 1992.
25. Rothenberg J. J. Cassant S. Teaching and learning in multicultural classrooms // The Educational Forum, 1996. Vol. 61, № 1. Р. 77–83.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Алдошина М.И. Идеи В. А. Сухомлинского в контексте и ситуации современного университетского образования. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(4):2289-2297. https://doi.org/10.15372/PEMW20180416
For citation: Aldoshina M.I. V. A. Sukhomlinsky’s ideas in a context and a situation of modern university education. Professional education in the modern world. 2018;8(4):2289-2297. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180416
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.