Компонентно-функциональное моделирование внутришкольной системы оценки качества образования


https://doi.org/DOI: 10.15372/PEMW20180415

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена формированию модели внутришкольной системы оценки качества образования, способной обеспечивать поступление объективной информации о состоянии и развитии образовательного процесса как основной составляющей образовательной программы. Актуальность проблемы подтверждена необходимостью создания комплексной оценки качества образования, обусловленной введением новых федеральных государственных образовательных стандартов и необходимостью оценивать их достижение на всех уровнях. Значительная часть работы посвящена анализу отечественного и зарубежного опыта оценивания качества образования, в результате которого определены основные подходы к комплексной оценке качества образования в образовательной организации. Авторами сформированы и представлены компоненты модели внутришкольной оценки качества образования, включающие: определение цели, объекта, предмета оценки; уровень методик проведения, технологию проведения, обоснованные критерии и показатели. Предложены рекомендации по созданию и развитию внутришкольных систем комплексной оценки качества образования в образовательной организации, выполнение которых позволит повысить эффективность образовательных технологий, направленных на личностное развитие обучающегося, а также его компетенции. Особое внимание в статье уделено комплексу организационных и функциональных структур, нормам, правилам, диагностическим и оценочным методикам, обеспечивающим всестороннюю оценку образовательных достижений обучающихся, эффективность деятельности образовательной организации с учетом запросов основных пользователей. В конечном итоге, на основе данных, полученных при изучении обозначенной проблемы в отечественных и зарубежных источниках, в статье отражено авторское видение современной модели внутренней системы оценки качества образования, способной в том числе формировать прогноз изменений в образовательных результатах.


Об авторах

В. А. Зибров
Институт управления образованием Российской академии образования
Россия

Зибров Валерий Анатольевич – кандидат технических наук, доцент, зав. лабораторией управления образовательными системами 

105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16, стр. 1Б



Ю. В. Суева
Институт управления образованием Российской академии образования
Россия

Суева Юлия Витальевна – научный сотрудник лаборатории управления образовательными системами

105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16, стр. 1Б



Ю. С. Муравьева
Институт управления образованием Российской академии образования
Россия

Муравьева Юлия Сергеевна – научный сотрудник лаборатории управления образовательными системами

105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16, стр. 1Б



Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. М.: Проспект, 2017. 160 с.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства от 26 декабря 2017 № 1642 // Собрание законодательства РФ. М., 2018.

3. Данильченко С. Л. Построение комплексной системы оценки качества образования // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2016. С. 9–18.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.

5. Пугач В. Ф., Ворожейкина О. Л., Жуковская М. Э. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников СНГ. М.: МИСиС, 2012. 244 с.

6. Воротилов B. И., Шапоренкова Г. А. Анализ основных подходов к определению качества образования // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 49–52.

7. Пуденко Т. И., Суева Ю. В. Качество общего образования в России: модели организации общественной экспертизы // Наука и школа. 2016. № 5. С. 35–43.

8. All children in school [Электронный ресурс] // UNICEF. URL: https://www.unicef.org/education/bege_61667.html (дата обращения: 25.08.2018).

9. Philippe Tremblay. Évaluation de la qualité de deux dispositifs scolaires – l»enseignement spécialisé de type 8 et l»inclusion dans l»enseignement ordinaire –destinés à des élèves de l»enseignement primaire ayant des difficultés/troubles d»apprentissage // ULB. 2010.

10. Basic education and gender equality. Quality of education [Электронный ресурс] // UNICEF. URL: https://www.unicef.org/education/index_quality.html (дата обращения: 25.08.2018).

11. Зибров В. А., Суева Ю. В. Применение информационных и коммуникационных технологий для комплексной оценки внутришкольного образования // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 4 (28). С. 67–72.

12. Неустроев С. С., Зибров В. А., Суева Ю. В. Обработка результатов комплексной оценки показателей качества образовательных организаций // Человек и образование. 2018. № 2 (55). С. 176–181.

13. Макарова Т. Н. Внутришкольный контроль: виды, формы, методы, объекты // Управление современной школой. Завуч. 2009. № 7. С. 22–32.

14. Захарова И. Г. Информационные технологии в управлении образовательными учреждениями. М.: Академия, 2012. 192 с.

15. Пуденко Т. И., Суева Ю. В. Муниципальные ресурсы независимой оценки качества образования// Управление образованием: теория и практика. 2016. № 4 (24). С. 5–13.

16. Ничкало Н. В., Филонов Г. А., Суходольская-Кулешова О. В. Современное образование как открытая система. М.: Юркомпани, 2012. 576 с.

17. Елькина О. Ю., Сабурова Н. Л. Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования: учебное пособие. М.: Флинта, 2012. 163 с.

18. Татарченкова С. Е. Проблемы качества образования и их решения в образовательном учреждении. М.: КАРО, 2013. 120 с.

19. Ивина Ю. С. Развитие внутришкольных систем оценки качества образования // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 2 (26). С. 25–32.

20. Ивина Ю. С. Проблема ресурсообеспеченности создания и функционирования эффективной внутренней системы оценки качества образования // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 2. С. 1859–1867.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Зибров В.А., Суева Ю.В., Муравьева Ю.С. Компонентно-функциональное моделирование внутришкольной системы оценки качества образования. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(4):2276-2288. https://doi.org/DOI: 10.15372/PEMW20180415

For citation: Zibrov A.A., Sueva I.V., Muravyova I.S. Component and functional modeling of intra-school system of education quality control. Professional education in the modern world. 2018;8(4):2276-2288. (In Russ.) https://doi.org/DOI: 10.15372/PEMW20180415

Просмотров: 39

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)