Коммуникативный подход в преподавании иностранных языков


https://doi.org/10.15372/PEMW20180413

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена изменениям в сфере преподавания иностранных языков. Согласно онтогносеологической концепции смыслообразования Н. П. Чупахина значение знания определяется как соотношение потребностей в знании и удовлетворяющих их актуальных возможностей. В статье рассмотрен коммуникативный подход в преподавании иностранного языка в условиях глобализации и интеграции. Проанализированы преимущества и эффективность коммуникативного метода, его актуальность и приоритет в интегрированном обучении иностранному языку, а также принципы коммуникативности и взаимодействия изучаемого языка и иноязычной культуры. Этот метод может быть успешно применен для развития речевой направленности в преодолении языкового барьера с помощью практики общения с целью интегрирования в международную среду. Цель коммуникативной методики заключается в активизации учебного процесса преподавания иностранного языка за счет взаимодействия преподавателей и студентов на основе знания современной лингвистической теории и применения коммуникативной методики при преподавании языка. В статье отмечено, что использование информационных средств иностранного языка расширяет возможности и улучшает качество образования, формирует эффективную систему обучения и определяет характер деятельности учителей и учащихся. Кроме того, проанализированы результаты эксперимента по применению коммуникативной методики в процессе обучения студентов РФФ ТГУ (радиофизического факультета) иностранному языку. Актуальность темы связана с проблемой модернизации процесса обучения с использованием в образовательном процессе коммуникативной методики и коммуникаций в электронном варианте, что является важным условием интеграции в международную среду. Рассмотрены преимущества образовательных и инновационных технических характеристик в сравнении с традиционными формами обучения.


Об авторах

Н. Г. Заречнева
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Заречнева Нина Георгиевна – старший преподаватель кафедры английского языка естественно-научных и физико-математических факультетов

634050  г. Томск, пр. Ленина, 36



А. В. Пилюкова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Пилюкова Антонина Владимировна – старший преподаватель кафедры английского языка естественно-научных и физико-математических факультетов

634050  г. Томск, пр. Ленина, 36



Список литературы

1. Чупахин Н. П., Заречнева Н. Г. Роль смысла знания в изучении иностранному языку. // Профессиональное образование в современном мире 2011. № 3. С. 111–115.

2. Заречнева Н. Г. Семантика формирования мотивации в изучении иностранных языков на неязыковых факультетах // Язык и культура: сборник статей ХХV Международной научной конференции, посвященной Году культуры в России, 20–22 октября 2014 г. Томск, 2015. С. 165–168.

3. Смокотин В. М., Гураль С. К. Поиск путей реализации межязыковой и межкультурной коммуникации. Томск: ТГУ, 2017. 180 с.

4. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. 428 с.

5. Дж. Дьюи Философские труды / под ред. Б. А. Шарвадзе. Тбилиси, 2009.

6. Ноддингс Н. Счастье и преподавание. Cambridge University Press, 2003.

7. Кённинг М. М. Компьютеры и изучение языка: современная теория и практика. Нью Йорк: Еллис Хорвуд, 1990.

8. Гойхман О. Я. Основы речевой коммуникации. М.: ИНФРА 2007

9. Крутилин В. А. Модульное обучение в динамике развития профессионального образования. М.: Агровестник, 1999. 30 с.

10. Кувшинов С. В. Edutainment 2007 // In AVateн.2 2007

11. Марш Д. Содержание и язык интегрированного обучения. Cambridge University Press, 2010.

12. Насырова Э. Ф. Модульное обучение студентов университета в системе кредито-зачетных единиц // Вестник ТГПУ. 2011. № 6. С. 18–20.

13. Данильсон Т. С. Модульно-деятельностный подход в обучении физики.// Вестник ТГПУ. 2010.№ 10. С. 46–48.

14. Савельева Н. Развитие гуманитарной культуры студентов университета: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2005.

15. Ишмурадова И. И. Формирование иноязычных компетенций студентов вуза в проектной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2015. Т. 1, № 1 (64). С. 182–192.

16. Хаймс Д. (D. Hymes) On Communicative Competence // Sociolin-guistics / Ed.by J. B. Pride and J. Holmes, Penguin Books Ltd., 1973, p. 269 293.

17. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2004.

18. Насырова Э. Ф. Модульное обучение студентов университета в системе кредито-зачетных единиц // Вестник ТГПУ. 2011. № 6. С. 18–20.

19. Зимняя И. И. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.

20. Тер-Минасова С. Г. Преподавание иностранных языков в современной России. // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 2. С. 31–41.

21. Килпатрик У. Х. Метод проектов. // Спец. приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». 2003. № 4.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Заречнева Н.Г., Пилюкова А.В. Коммуникативный подход в преподавании иностранных языков. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(4):2255-2264. https://doi.org/10.15372/PEMW20180413

For citation: Zarechneva N.G., Piliukova A.V. Communicative approach in foreign language teaching. Professional education in the modern world. 2018;8(4):2255-2264. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180413

Просмотров: 365

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)