Роль региональных университетов в кластерно-сетевом партнерстве


https://doi.org/10.15372/PEMW20180409

Полный текст:


Аннотация

В условиях формирования передовой экономики России кластерный подход как доминирующий вектор экономического развития принял первостепенное значение для формирования единой инновационной инфраструктуры, где университет играет важную роль. Вопрос заключается в том, чтобы подтвердить эффективность кластерного подхода в формировании передовой экономики, определить потенциальную возможность университета и установить роль региональных университетов в кластеризации российской экономики. В статье используются научные методы анализа и синтеза общего характера, сравнение, прогнозирование. Кроме того, применяются такие специальные методы, как теория кластерного анализа, анализ трудов ведущих представителей науки и философии. Установлено, что особая роль принадлежит мировым рынкам интеллектуального труда, напряженной конкуренции университетов в сфере развивающихся рынков научных и образовательных услуг. Утверждается, что крупномасштабный синергический эффект в развитии экономики, повышение уровня жизни и образования достижимы лишь через сетевое взаимодействие участников, определяющих социально-экономическое развитие. Выявлен потенциал кластерного подхода к организационной структуре взаимодействия университетов, бизнеса, государства как инновационной формы их интеграции. Утверждается, что создание и функционирование кластеров является наиболее эффективным и перспективным направлением развития передовой экономики. Показано, что оптимальность кластерного подхода в кластерно-сетевом партнерстве обусловлена принципом неожиданно появляющейся связи, приводящей к существенным синергическим эффектам. Определены роль и место университета в кластеризации экономики. Идея обоснована тем, что перспективной стратегией кластеризации экономики является стратегия, в которой ключевым партнером выступают региональные университеты, занимающиеся разработкой и трансфером передовых технологий, также они являются преимуществом и центром стратегического развития для своих регионов. История становления кластерно-сетевого партнерства рассмотрена на примерах Западно-Сибирского и Дальневосточного регионов. Выявлена ведущая роль региональных университетов в развитии кластерно-сетевой инфраструктуры Западно-Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.


Об авторе

И. В. Брылина
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

Брылина Ирина Владимировна – кандидат философских наук, доцент, Отделение социально-гуманитарных наук Школы базовой инженерной подготовки

634050 г. Томск, пр. Ленина, 30



Список литературы

1. Ardashkin I. B. Philosophy of Education as a Social Development Factor: World Trends and Prospects for Russia // Procedia – Social and Behavioral Sciences [Электронный ресурс]. 2015. Vol. 166. рр. 277–286. URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.524 (дата обращения: 23.07.2018).

2. Drucker P. F. Post-Capitalist Society. N. Y.: Harper-Collins Publishers, 1995.

3. The Road to Academic Excellence: The Making of World-Class Research Universities. The International Bank for Reconstruction and Development, The World Bank. Altbach, P. G. and Salmi, J. Eds., 2011.

4. Игнатов И. Американский исследовательский университет как организационная инновация [Электронный ресурс] // Капитал страны. Федеральное интернет-издание. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/amerikanskij_issledovatelskij_universitet_kak_organizacionnaya_innovaciya_i/ (дата обращения: 23.07.2018).

5. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / под ред. В. Б. Супяна. М.: Магистр, 2009.

6. Прохоров А. В. Модель инновационного университета как основа брендинга // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1. C. 114–118.

7. Кларк Б. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.

8. Brylina I. V., Nikitina J.A., Brylin V. I., Chaplinskaya Y. I. The University in the Intellectual Evolution of New Epoch: The Open Knowledge Market and the Idea of Entrepreneurship in the Modern University [Электронный ресурс] // The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences (EpSBS). 2017. Vol. 19. pp. 110–117. URL: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.01.15 (дата обращения 23.07.2018).

9. Wissema J. G. Towards the Third Generation University. Managing the University in Transition. Cheltenham: EdwardElgarPublishing, 2010.

10. Salmi J. The challenge of establishing World-Class Universities. The International Bank for Reconstruction and Development, The World Bank, Washington DC, 2009.

11. Бок Д. Университет в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

12. Ямпольская Л. И. Концептуализация классической «Идеи университета» в неклассическом варианте[Электронныйресурс].Томск,STT,2014.URL:http://docplayer.ru/42841302-Konceptualizaciyaklassicheskoy-idei-universiteta-v-neklassicheskom-variante.html URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.524 (дата обращения: 23.07.2018).

13. Petrova G. I., Brylina I.V., Kulizhskaya E. G., Bogoryad N.V. Corporate culture of contemporary research university in search of complementarity of humanitarian and commercial principles in education (Russian context) [Электронный ресурс] // International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2014. URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.562 (дата обращения: 23.07.2018).

14. Porter M. E. Clusters of Innovation: Regional Foundations of U. S. Competitiveness. Council of Competitiveness, Washington, DC, 2001.

15. Третьяк Г. Е. Кластеры Дальневосточного федерального университета – точки роста ТОР (Территория опережающего развития) «о. Русский» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2–2. С. 411–416. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24921273 (дата обращения: 23.07.2018).

16. Помитов С. А. Кластеры: характеристика и модели [Электронный ресурс] // Мировая экономика. URL: http://www.ekportal.ru/page-id-1805.html (дата обращения: 23.07.2018).

17. Маркушина Е. В. Кластеры и кластерные стратегии в развитии экономики региона [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. 2010. № 2 (34). С. 321–323. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15265228 (дата обращения: 23.07.2018)/

18. Ицковиц Г. Тройная спираль: университеты-предприятия-государство: инновации в действии. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та систем управления, 2010.

19. Etzkowitz H. The Triple Helix of University-Industry-Government Implications for Policy and Evaluation, Working paper, 2002. Vol. 11.

20. Etkowitz H., Webster A., Healy P. Capitalizing Knowledge: New Intersections of Industry and Academia, New York: SUNY Press, 1998.

21. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: from National Systems and «Mode 2» to a Triple Helix of University-Industry-Government Relations [Электронный ресурс]. Research Policy. 2000. Issue 29. pp. 109–123. URL: http://www.oni.uerj.br/media/downloads/1-s2.0-S0048733399000554-main.pdf (дата обращения: 23.07.2018).

22. Bojar E., Bojar M. The Triple Helix in Clusters – A Metropolis Shaping Factor. Romanian Journal of Regional Science. Issue 2. Vol. 3. 2009. pp. 77–89.

23. Interreg Europe Programme manual, 2018 [Электронный ресурс]. URL:https://www.interregeurope.eu/fileadmin/user_upload/documents/Call_related_documents/Interreg_Europe_Programme_manual.pdf (дата обращения: 05.09.2018)/

24. EuropeanForesight [Электронный ресурс]. URL: http://foresight.jrc.ec.europa.eu/projects.html (дата обращения: 23.07.2018).

25. Гарафутдинова Н. Я. Внедрение и адаптация системы подготовки и закрепления специалистов на предприятиях кластероориентированной экономики // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 1. С. 1702–1708.

26. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 23.07.2018).

27. Центр кластерного развития [Электронный ресурс]. URL: http://ckr-ugra.ru/cluster_policy/policy_in/ (дата обращения: 23.07.2018).

28. Гребенюк И. И., Голубцов Н. В., Кожин В. А., Чехов К. О., Чехова С. Э., Федоров О. В. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России: монография. М.: Академия Естествознания, 2012.

29. Проект 5–100. [Электронный ресурс]. URL: https://5top100.ru/news/83893/ (дата обращения: 23.07.2018).

30. Вихри «Тройной спирали» [Электронный ресурс] // Эксперт. URL: expert.ru/siberia/2014/42/vihritrojnoj-spirali/ (дата обращения: 23.07.2018).

31. Давыдова А. В. Университеты как системообразующие элементы образования, науки и общественного развития в историческом контексте // Вестник РУДН. Серия: Социология, 2014. № 1. С. 69–82.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Брылина И.В. Роль региональных университетов в кластерно-сетевом партнерстве. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(4):2212–2223. https://doi.org/10.15372/PEMW20180409

For citation: Brylina I.V. The role of regional universities in cluster-network-based partnership. Professional education in the modern world. 2018;8(4):2212–2223. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180409

Просмотров: 30

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)