Гуманизм и гуманитарные основы российской образовательной парадигмы

Полный текст:


Аннотация

Целью статьи является анализ взаимосвязи процесса гуманизма и гуманитарных основ российской образовательной парадигмы. В статье рассматривается образование как механизм передачи ценностей, в котором выражена взаимосвязь гуманизма и гуманитарные основы российской образовательной парадигмы. В статье отмечается, что в современном глобальном мире идет процесс распада традиционных ценностей, что отражается на системе образования. Образование понимается как механизм социокультурного наследия общества. Глобальные кризисы требуют пересмотра пути прогресса и просвещения, по которому движется человечество, что делает актуальным проблему гуманизации образования. Раскрыты основные подходы к категории гуманизма, дана его типология, показана взаимосвязь гуманизма с процессами гуманизации и дегуманизации в обществе. Гуманизм в современном российском обществе понимался чаще всего как утопия, которая не нашла своего адекватного выражения в общественных идеалах. В работе проводится анализ основных подходов к гуманизации образования рассматриваются основные исторические этапы формирования гуманитарных основ российского образования. Современная модель образования в России была сформулирована еще в эпоху Возрождения и Просвещения по немецкому образцу. Она предполагала наличие в системе обучения большого цикла гуманитарных предметов для формирования нравственности в человеке, а также естественнотехнических дисциплин, позволяющих познать окружающий мир с помощью разума, в понятие «гуманизм» вкладывался классово детерминированный смысл, вытесняющий общечеловеческое и цивилизованное содержание. В послеоктябрьской школе особенно сохранился гуманитарно подготовленный педагогический коллектив, который так и не смог легко и бездумно присоединиться к проводимой государством политической линии в сфере образования. Образование пока остается основным элементом общественной гуманистической практики благодаря характеру всеобщности, независимости его содержания от политических и экономических колебаний и конъюнктуры, несмотря на все попытки ее слома. Этот социальный институт сохраняет элементы гуманистических педагогических технологий прошлого и именно в нем идут поиски новых путей в гуманистической педагогической парадигме. В статье делается вывод, что гуманитарные основы российской образовательной парадигмы имеют противоречие между социально-культурными потребностями современного общества и системой образования, которая не отвечает им из-за потери гуманистических целей в идеологии общества, устаревшей методологии и применения старых приемов и методов в обучении.

Об авторах

Тамара Антоновна Рубанцова
Сибирский университет путей сообщения
Россия


Ольга Владимировна Фуряева
Сибирский университет путей сообщения
Россия


Список литературы

1. Бердяев Н. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995. - 250 с.

2. Бердяев Н. А. Новое средневековье // Alma mater. - 1991. - № 3. -С. 101-103.

3. Корелин М. А. Гуманизм. Его смысл и значение в новой истории человечества. - М., 1911. - 346 с.

4. Нанивская В. Т. Анатомия репрессивного сознания // Вопросы философии. - 1990. - № 5. - С. 48-56.

5. Рубанцова Т. А., Фуряева О. В. Образование постмодерна в поликультурном мире // Философия образования. - 2012. - № 4. - Новосибирск, 2012 - C. 4

6. Рубанцова Т. А., Соколков Е.А. Философско-методологические проблемы формирования личности специалиста высшей школы. - Новосибирск, 2006. - 240 с.

7. Рубанцова Т. А., Соколков Е. А. Место и роль образования в Российской культуре. - Новосибирск, 2003. - 174 с.

8. Паршиков В. И., Наливайко Н. В., Майер Б. О. Тенденции развития отечественного образования // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - № 2 (5). - С. 3-9.

9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994. - 527 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рубанцова Т.А., Фуряева О.В. Гуманизм и гуманитарные основы российской образовательной парадигмы. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(3):11-21.

For citation: Rubantsova T.A., Furyaeva O.V. Humanism and humanitarian bases of the Russian educational paradigm. Professional education in the modern world. 2014;(3):11-21. (In Russ.)

Просмотров: 75

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)