Российское образование как инструмент сохранения актора глобального развития


https://doi.org/10.15372/PEMW20180406

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается роль образования как инструмента сохранения России в качестве субъекта глобального развития. Для анализа проблемы применялась методология, включающая в себя глобально-стадиальные концепции (Д. Белл, Дж. Гэлбрайт, П. Друкер, М. Кастельс, К. Маркс и др.), мировой системный анализ И. Валлерстайна и системно-целостный подход к образованию (В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, В.А. Сластёнин и др.). Этот научный инструментарий раскрывает вектор развития человечества, природу современного мира, доказывает необходимость формования не просто «специалиста», а целостной личности. Показано, что будущее человечества, и России в том числе, во многом зависит от того, будут использованы возможности, открытые новыми технологиями, в интересах большинства населения планеты или же сверхбуржуазии. Для того чтобы Россия не оказалась на «обочине истории», система образования должна формировать субъекта «сопротивления и развития». Базовыми ценностями этой личности являются свобода, справедливость, солидарность, развитие. Она руководствуется постматериалистической мотивацией, обладает компетенциями, отвечающими вызовам постпроизводительного мира, стремится к творчеству, ориентируется на дуалистический идеал (сочетание личного и общественного позволяет решать общие задачи, не подавляя личных предпочтений). В интересах формирования субъекта «сопротивления и развития» необходимо значительно увеличить финансовые вложения в институт образования, обеспечить его доступность и качественность, поддерживая талантливых детей и их ранее развитие, распространить исследовательские методы обучения, ориентируясь на формирование системного видения мира. По мнению автора, образование является не вопросом расходов, а сферой вложения в будущее.


Об авторе

С. Г. Новиков
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Россия

Новиков Сергей Геннадьевич – доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры педагогики

Волгоград

 



Список литературы

1. Вильчек В. М. Прощание с Марксом (Алгоритмы истории). М.: Прогресс – Культура, 1993.

2. Drucker P. F. The Age of Discontinuity: Guidelines to our Changing Society. London: Heinemann, 1969.

3. Drucker Р. F. Landmarks of Tomorrow. New York: Harper & Brothers, 1959.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.26. Ч. III. М.: Изд-во полит лит-ры, 1964.

5. Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. М.: Т-во научных изданий КМК, 2008.

6. Неклесса А. И. Битва за будущее. Современная книга перемен. М., 2007.

7. Brzezinski Z. Between Two Ages. New York, 1976.

8. Вишневский А. Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. М.: Изд. дом. Высшей школы экономики, 2010.

9. Стариков Е. Н. Общество-казарма от фараонов до наших дней. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996.

10. Druсker P. F. The New Society. The Anatomy of Industrial Order. New York: Harper, 2010.

11. Бузгалин А. В., Колганов А. И. Мы пойдём другим путём! От «капитализма Юрского периода» к России будущего. М.: Яуза: Эксмо, 2009.

12. Новиков С. Г. Целеполагание российского образования в контексте стратегии опережающего развития // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 1. С. 748–754.

13. Кудашов В. И., Черных С. И., Яценко М. П., Рахинский Д. В. Влияние информационных технологий на формирование нравственных основ глобализационного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 4. С. 583–592.

14. Маркс К., Энгельс, Ф. Сочинения. Т. 2. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1955.

15. Новиков С. Г. Отечественные идеалы воспитания в зеркале культурно-исторической генетики // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Спецвыпуск к 90-летию проф. В. С. Ильина. 2012. № 4 (68). С. 30–33.

16. Кантор К. М. Двойная спираль истории: Историософия проектизма. Т.1. Общие проблемы. М.: Яз. славян. культуры, 2002.

17. Кургинян С. Е. О развитии за пределами Модерна: зачем нам это нужно? // Россия XXI. 2011. № 4. С. 6–11.

18. Бехманн Г. Общество знания – трансформация современных обществ // Концепция «общества знания» в современной социальной теории: сб. науч. тр. М., 2010. С. 39–65.

19. Образование для сложного общества. «Образовательные экосистемы для общественной трансформации»: Доклад Global Education Futures. «Образование для сложного мира: зачем, чему и как». Доклад о форуме Global Education Leaders’ Partnership Moscow. М., 2018.

20. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.

21. Россия и страны мира. 2016: стат. сб. Росстат. M., 2016.

22. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / под общ. ред. д. соц. н., к.э.н. Ю. В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014.

23. Карпов А. О. Генеративное обучение // Вестник Московского университета. Серия: Педагогическое образование. 2010. № 3. С. 28–40.

24. Карпов А. О. Исследовательское образование в обществе знания: культурная роль, дидактические принципы, организация // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2016. № 1. С. 13–19.

25. Неклесса А. И. Прыжок лягушки. Кризис мировидения. М.: Комиссия по социокультурным проблемам глобализации, 2012.

26. Буданов В. Г. Образование эпохи большого транзита: риски, формы. технологии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Вып. 31, № 2 (199). С. 37–50.

27. Неклесса А. И. Сложный человек в сложном мире [Электронный ресурс] // Международная академия исследований будущего (IFRA) Российское отделение – Академия прогнозирования. URL: http://www.maib.ru/bookspublication/memberspublications/2011/03/30/memberspublications_308.html (дата обращения: 16.07.2018).

28. Шубин А. В. Ведьмино кольцо. Советский Союз XXI века. М.: Эксмо: Яуза, 2006.

29. Неклесса А. И. Русский мир. Цивилизация многих народов / Научный совет РАН «История мировой культуры». М.: Комиссия по социокультурным проблемам глобализации, 2010.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Новиков С.Г. Российское образование как инструмент сохранения актора глобального развития. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(4):2186–2193. https://doi.org/10.15372/PEMW20180406

For citation: Novikov S.G. Russian education as a tool of conservation of the global development actor. Professional education in the modern world. 2018;8(4):2186–2193. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180406

Просмотров: 35

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)