Развитие российской системы инновационного образования в условиях глобализации


https://doi.org/10.15372/PEMW20180404

Полный текст:


Аннотация

Развитие мировой системы образования в условиях глобализации является вызовом для российской системы образования, что, безусловно, влияет на развитие национальной образовательной системы. Фактор этого воздействия будет во многом определяться действиями федерального центра, региональной властью, научно-педагогического сообщества, производственного сектора, людей, получающих образование.

Рост экономического, технологического, гуманитарного значения знаний, усиление конкуренции на рынке знаний и технологий привели к значительным изменениям в высшей школе. Сегодня вузы включены в процесс инновационного развития предприятий, научно-исследовательскую и внедренческую работу полученных результатов, определяют культурный и гуманитарный вектор развития общества. В условиях глобализации все области деятельности общества взаимосвязаны настолько тесно, что иерархическая система направлений развития преобразовалась в структуру, где приоритет становится не только функциональным, но и тензорным, а разные виды деятельности выступают одновременно и надуровневыми, и подуровневыми, подсистемы и их элементы приобретают слож ную структуру связей. Можно образно назвать такую глобалистскую систему системой каждого за себя, каждого за всех, всех за каждого и всех за всех. Мировая система образования – и потребитель продуктов деятельности других отраслей развития общества, и поставщик своих услуг, она выделилась в самостоятельную отрасль деятельности общества с экономическими законами развития как производитель. Перед российской образовательной системой должны быть поставлены задачи по развитию региональных систем образования, способных обеспечить создание прорывных технологий во всех отраслях экономики; интеграции в мировое образовательное пространство и влиянию на его развитие с помощью моделей инновационного образования. В качестве одного из инструментов построения моделей инновационного образования предлагается системный подход к системе образования, ее связям с другими областями деятельности общества, а также к целям, стоящим перед образовательной системой России.


Об авторах

В. И. Панарин
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Панарин Владимир Иванович – доктор философских наук, профессор, заместитель директора Института дополнительного профессионального образования

630039, Новосибирск, ул. Никитина, 149



О. В. Мамонов
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Мамонов Олег Владимирович – старший преподаватель 

630039, Новосибирск, ул. Никитина, 149



О. Э. Пучков
Общественная палата Новосибирской области
Россия

Пучков Олег Эрнстович – аспирант СФУ, Председатель комиссии по взаимодействию с органами местного самоуправления и развитию ТОС 

г. Новосибирск



Список литературы

1. Минеев В. В. Будущее не проходит стороной: реформа образования в контексте глобальных процессов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 26–36.

2. Михнева С. Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал // Инновации. 2003. № 1. С. 49–56.

3. Айтмухаметова И. Р. Высшее образование как фактор экономического развития России // Экономика образования. 2008. № 4. С. 39–48.

4. Рогова А. Экономика знаний // В мире науки. 2003. № 10.

5. Гохбсрг Л. М., Китова Г. В., Кузнецова Т. А. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования // Экономика образования. 2009. № 1. С. 67–79.

6. Межевич Н. М., Костюк Е. С. Некоторые мировые тенденции в области развития образования // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2008. № 1 (35).

7. Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/department/288/events/ (дата обращения: 10.07.2018).

8. Зайцева П. В., Жук Н. П. Понятие «сеть» и роль сетевых форм организации в условиях глобализации // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2010. № 1 (41).

9. Карпова Ю. А. Введение в социологию инноватики. СПб.: Питер,2004. 192 с.

10. Мониторинг непрерывного образования: инструменты управления и социологические аспекты / науч. рук. А. Е. Карпухина. М.: МАКС Пресс, 2006. 340 с.

11. Гневко В. А. Региональные проблемы инновационного развития экономики. СПб.: ИУ Э, 2004. С. 9.

12. Барабанов О. Н., Лебедева М. М. Глобализация и образование в современном мире. Глобализация: человеческое измерение. М.: РОССПЭН, 2002. С. 54–77.

13. Василенко Н. В. Глобализация образования: за и против // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения. Секция 8: Глобализация образования в контексте мирового культурного развития. СПб., 2010. С. 496.

14. Васильев С. Ф. Реформа образования в России в контексте глобализации: поход против знаний // Россия в эпоху глобализации: опыт, проблемы, перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 2013. С. 143–162.

15. Викторук В. Н., Викторук Е. Л. Этика и мораль глобального мира: пути к «человеку воспитанному» // Культура и этика нового мира: кол.монография, отв. ред. Ю. Н. Москвич. Вып. 6. Красноярск: Литера-принт, 2009. С. 187–249.

16. Иноземцев В. Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М.: Экономика, 2003. 776 с.

17. Каланчина И. Н. Трансгуманизм как технология глобализма // Россия в эпоху глобализации: опыт, проблемы, перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 2013. C. 28–31.

18. Рогова А. Экономика знаний // В мире науки. 2003. № 10.

19. Свириденко М. В. Комплекс «Наука-образование-инновации» СевероЗападного федерального округа РФ: структурный анализ и тенденции развития. Препринт. СПб., 2009. 27 с.

20. Сульдина Г. А. Интеграционные процессы в образовании как фактор развития инновационного потенциала экономики региона // Ученые записки Казанского государственного университета. 2010. Т. 152, кн. 4, С. 247–256.

21. Штатская Т. В. Глобализация образования // Успехи современного естествознания. 2009. № 11. С. 65–65.

22. Чепурина М. А. Политическая и социальная роль высшего образования в современном мире: анализ участия России в Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО): автореф. дис. … канд. политол. наук. М., 2014. 28 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Панарин В.И., Мамонов О.В., Пучков О.Э. Развитие российской системы инновационного образования в условиях глобализации. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(4):2167-2177. https://doi.org/10.15372/PEMW20180404

For citation: Panarin V.I., Mamonov O.V., Puchkov O.E. Development of Russian innovative education in the context of globalization. Professional education in the modern world. 2018;8(4):2167-2177. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180404

Просмотров: 28

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)