О противоречиях системы образования в эпоху «когнитивного капитализма»


https://doi.org/10.15372/PEMW20180403

Полный текст:


Аннотация

Немыслимая в прежней истории динамика социальных процессов обусловливает весьма противоречивые тенденции в формировании системы образования. Сосуществование этих тенденций характеризует содержание и направленность развития образования в переходную эпоху ‒ эпоху трансформации индустриального капитализма в так называемый «цифровой» капитализм. Противоречивые процессы в современном образовании, обусловленные переходом человечества к цифровой цивилизации свидетельствуют о серьезном кризисе. Такой формат обучения, когда преподаватель/учитель выполняет функцию «говорящей головы», а студенты/ученики исполняют роль пассивных слушателей, отторгается современным поколением. Мировая сокровищница информации воспринимается как «мозг, вынесенный наружу», к которому можно мгновенно подключиться. Нужно только научиться это правильно делать. Это может показаться несложной задачей, однако освоить методологию формирования творческого, развивающегося мышления современного поколения обучаемых – дело весьма непростое. Цель статьи – выявить ключевые противоречия современного образования, детерминированные всемирно-историческим переломом, сменой периодов социально-экономического развития человеческой цивилизации. Авторы при этом полагают, что развитие производительных сил и особенности трансформации экономики в целом сохраня ют актуальность в качестве детерминирующих факторов социальных изменений в целом и образовательных парадигм в частности. Невероятный скачок в развитии технического прогресса, новейшие прикладные науки и инновационные технологии становятся определяющими факторами современного общественного производства, которое, в свою очередь, детерминирует специфические и весьма противоречивые особенности в развитии системы образования. С этой точки зрения миссия современного образования рассматривается как возможность формирования личности, сориентированной на перспективу социального прогресса.


Об авторах

В. А. Кошель
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия
Москва


В. Павлидис
Салоникийский университет имени Аристотеля
Греция
Салоники


Список литературы

1. Периклис П. Образование в контексте основных тенденций социального развития // CREDO NEW. 2010. № 3 (63). С. 13.

2. Pavlidis P. The Rise of General Intellect and the Meaning of Education. Refl on the Contradictions of Cognitive Capitalism // The Journal for Critical Education Policy Studies. 2012. 10 (1).

3. Кошель В. А., Сегал А. П. Клиповое мышление» как форма обыденного сознания // Международный академический вестник. 2015. № 4 (10). С. 15–23.

4. Вазюлин В. А. Рассудочное и разумное мышление в развитии познания // Диалектика процесса познания / под ред. М. Н. Алексеева, А. М. Коршунова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

5. Вазюлин В. А. Логика истории. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

6. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. и примечания А. И. Фета. Philosophical arkiv. Nyköping (Sweden), 2016.

7. Toffl A. The Third Wave. N. Y.: Bantam Books, 1981.

8. Freire P. Pedagogy of the Oppressed. N. Y.: Continuum, 1970.

9. Hill D. What Neoliberal Global and National Capitals Are Doing to Education Workers and to Equality: Some Implications for Social Class Analysis // Renewing Dialogues in Marxism and Education. Ed.A. Green, G. Rikowski, H. Raduntz, N. Y.: Palgrave Macmillan, 2007.

10. Мухаметшина Е. Пятая часть российских учителей думают об уходе из школы [Электронный ресурс] // Ведомости. 27 июня 2018. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/06/27/773990-uchitelei-uhode (дата обращения: 10.08.2018).

11. Savage M. Almost a quarter of teachers who have qualifi since 2011 have left profession [Электронный ресурс] // The Guardian, 8 July 2017. URL: https://www.theguardian.com/education/2017/jul/08/almost-a-quarter-of-teachers-who-have-qualified-since-2011-have-left-profession (дата обращения: 10.08.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кошель В.А., Павлидис В. О противоречиях системы образования в эпоху «когнитивного капитализма». Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(4):2160-2166. https://doi.org/10.15372/PEMW20180403

For citation: Koshel V.A., Pavlidis P. On the contradictions of educational system in the era of «Cognitive Capitalism». Professional education in the modern world. 2018;8(4):2160-2166. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180403

Просмотров: 29

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)