«Паралич анализом» или осмысленное образование


https://doi.org/PEMW20180402

Полный текст:


Аннотация

Цели статьи – рассмотрение тактических путей развития российского образования с учетом концептов, которые предлагаются различными сообществами специалистов, а также выявление того общего в этих концептах, что может обеспечить прорыв в образовательной политике и возвращение российскому образованию лидирующих позиций в мире.

Методика и методология исследования основана на структурно-функциональном анализе различных источников, концептуировавших образовательные тактики и стратегии в развитых странах и в России.

Материалы и обсуждение. Вхождение России в VI технологический уклад, формирование цифровой экономики, технологизация социальной сферы привели к формированию новых смыслов и ценностей образования. В свою очередь это изменило его ориентиры и обусловило акцентуацию образовательных технологий в сторону индивидуализации образовательных взаимодействий. Критическое мышление, творчество, когнитивные и межфункциональные навыки, сотрудничество и комплексное решение проблем пришли на смену фундаментализму как новые основания процессов обучения и воспитания. Новые основания изменили содержание и объем формализованных и неформальных образовательных технологий, заставив таких субъектов образовательных взаимодействий, как государство и гражданское общество, модернизировать старые и инициировать новые модели управления системой образования.

Результаты. Разработка новых концептов развития образования является сегодня определяющей тенденцией его модернизации. Этот процесс требует не только аналитики глубинных процессов изменений собственно российского образовательного пространства, но и аналитики того глобального синергетического эффекта, который порожден тотальной интеграцией ранее разделенных социальных систем. «Новое» образование требует «нового» управления. А «новое» управление предполагает формирование новой экосистемы как обучения, так и воспитания – этих неразрывно связанных сторон образования как процесса.

Выводы. Основным противоречием, определяющим деструктивные процессы в современном образовательном пространстве России, является противоречие в темпах модернизации обучения/воспитания и их экосистемы, в объеме которой содержатся внешние условия, состояние которых не всегда позволяет конструировать изменения, необходимые для «образовательного прорыва». Именно поэтому управление образованием, характеризующееся «многополярностью» концептов, остро нуждается в синтетическом конструкте, основанием которого будет некоторая единая в многообразии цель образования. Если это «формирование личности», то сегодня плюрализм в запросах, интересах и мотивах основных субъектов образовательных взаимодействий (государство, гражданское общество, семья, индивид, бизнес-структуры) на процесс и организацию этого «формирования» различен до антагонизма. Авторы считают, что дальнейшее развитие и оптимизация образовательных взаимодействий возможны только в случае «центрации» этих запросов, интересов и мотивов вокруг одного субъекта – индивида.


Об авторах

С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Черных Сергей Иванович – доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии 

630039, г. Новосибирск, ул. Никитина 149



В. И. Паршиков
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Паршиков Владимир Иванович – доктор философских наук, профессор, проректор-директор института дополнительного и профессионального образования 

630039, г. Новосибирск, ул. Никитина 149



Список литературы

1. Прайс Д. Открыто. Как мы будем жить, работать и учиться: пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2015. 288 с.

2. Петров М.А., Райбекас А.Я. Феномен информации и знание. Красноярск, 2006. 134 с.

3. Смирнова Н.М. Социальная феноменология в изучении современного общества. М.: Канон+ РООН «Реабилитация», 2009. 400 с.

4. Курцвейл Р. Эволюция разума / пер. с англ. Т.П. Мосоловой. М.: Э, 2016. 448 с.

5. Компетенции [Электронный ресурс]. URL: http://educationxxi.newtonew.com/card-competence (дата обращения 15.08.2018).

6. Ивин А.А. Логика: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2004. 304 с.

7. Черных С.И. Образовательное пространство в условиях информатизации общества: монография. Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2011. 254 с.

8. Выйти из тупика: принципы Agile для современного образования [Электронный ресурс]. URL: https:// newtonew.com/tech/agile-methodology-ineducation (дата обращения 24.06.2018).

9. «Легкое» образование – путь на задворки цивилизации [Электроный ресурс]. URL: https:// site.ua/yesint/14863/ (дата обращения: 17.08.2018).

10. Kluz A., Firlej M. How can leaders benefi from digital disruption and breakthrough technologies? [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/05/ (дата обращения 14.12.2017).

11. Харари Ю.Н. Homo Deus. Краткая история будущего / пер. с англ. А. Андреева. М.: Синдбад, 2018. 496 с.

12. Харари Ю.Н. Указ. соч. – С. 209.

13. Хорост М. Всемирный разум / пер. с англ. В. Дудникова. М.: Эксмо, 2011. 288 с.

14. Келли К. Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее / пер. с англ. Юлии Константиновой и Таиры Мамедовой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 352 с.

15. Прайс Д. Открыто. Как мы будем жить, работать и учиться / пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2015. 288 с.

16. Гросс Ф.С. Криминальный Runet. Темные стороны Интернета. М.: Э, 2016. 320 с.

17. Shirky C. Here Comes Everybody: The power of Organizing Without Organizations. N. Y.: Penguin Press., 2008. 320 с.

18. Прайс Д. Открыто. Как мы будем жить, работать и учиться / пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2015. С. 87–105.

19. Шуровьески Д. Мудрость толпы. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 340 с.

20. Черных С.И. Экосистема образования в условиях цифровых технологий // Современные тенденции развития системы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 марта 2018 года). Чебоксары: Среда, 2018. С. 251–254.

21. Клячко Т.А., Синельников-Мурылев С.Г. Стратегия для России: образование [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/05/04/2018/5ac4d5309a794730d2f1b3b7 (дата обращения 20.06.2018).

22. Образование 3.0: Большая перемена [Электронный ресурс]. URL: wiki.ippk.ru/images/5/5f/3-Кондаков-Образование-3.0.pdf (дата обращения 20.08.2017).

23. Роль образования в консолидации и развитии России. Итоговый отчет НФПК №ERP/F1.1.2.3 – C/78/EAC/093–06.2006; Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М.: Федеральный институт развития образования, 2011. 74 с.

24. Кушнир М., Максименко П. Манифест новой системы образования: от просвещения к образованию [Электроный ресурс]. URL: https://newtonew.com/school/new-education-system manifesto; Кушнир М. Тезаурус смыслов образования [Электронный ресурс]. URL: http://medwk.blogspot.com/2016/02/blog-post_16.html; Кушнир М. Антикризисная модель образования [Электронный ресурс]. URL: http://medwk.blogspot.com/2013/05/blog-post_29html. (дата обращения: 14.09.2018).

25. Krol Alex. Какой будет система образования будущего? Общие требования / ключевые отличия от современной системы [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/krol-institute/; Krol Alex. Инфографика: 5 трендов в образовании, которые формируют будущее [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/krolinstitute/; Krol Alex. Проектное обучение – что это и как оно может изменить Вашу жизнь? [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/krol-institute/; Krol A. Равенство. А оно существует? [Электронный ресурс]. URL: https://alexeykrol.com/blog/2018/03/23/mifologema/ (дата обращения: 19.01.2018).

26. Krol Alex. Проектное обучение – что это и как оно может изменить Вашу жизнь? [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/krol-institute/ (дата обращения: 19.01.2018).

27. Основополагающие принципыAgile-манифеста [Электронный ресурс]. URL: http://agilemanifesto.org/iso/ru/principles.html (дата обращения: 22.02.2018).

28. Peha S. Agile School: How Technology Saves Education (Just Now the Way We Thought it Would) // Info Q, Jun. 28, 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://www.infoq.com/articles/agile-schools-education_ (дата обращения 22.02.2018).

29. Marx G. A Guide to twenty – One Trends or the 21st century: Out of the Trendes and Into the Future. Education Week Press. 2015. 152 c.

30. Arnett T. Two types of online-learning [Электронный ресурс]. URL: https://www.christenseninstitute.org/blog/two-types-of-online-learning/ (дата обращения: 18.07.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Черных С.И., Паршиков В.И. «Паралич анализом» или осмысленное образование. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(4):2148-2159. https://doi.org/PEMW20180402

For citation: Chernykh S.I., Parshikov V.I. «Paralysis caused by analysis» or knowledgeable education. Professional education in the modern world. 2018;8(4):2148-2159. (In Russ.) https://doi.org/PEMW20180402

Просмотров: 55

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)