Различия в динамике направленности мотивации у студентов разных направлений подготовки на примере Московского государственного лингвистического университета


https://doi.org/10.15372/PEMW20180319

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме – различиям в мотивационной сфере студентов разных направлений подготовки. Под направленностями учебной мотивации авторами понимается внутренняя и внешняя мотивация по отношению к процессу обучения. В исследовании используется авторский опросник «Профиль учебной мотивации студента», в котором выделяются три внутренних мотива (познавательный, достижения, саморазвития) и три внешних мотива (самоуважение, интроецированный и экстернальный). Также выделятся амотивация как отсутствие всякой мотивации к обучению. Помимо данного опросника используется методика выявления структуры мотивации достижения и методика, посвященная удовлетворению базовых потребностей личности. В исследовании участвовали студенты двух направлений подготовки: «Психология» и «Психолого-педагогическое образование». Участники исследования заполняли анкету 3 раза в течение полутора лет. В результате исследования были выявлены значимые различия в показателях: успех как материальный уровень жизни, успех как психическое состояние, мотивация познания, амотивация, интегральный показатель внутренней мотивации, успех-удача, успех-признание. Поскольку значимых различий между показателями удовлетворенности базовых потребностей личности выявлено не было, это позволило авторам предположить, что влияние на мотивационные показатели оказывает не столько взаимодействие на уровне преподаватель – студент, сколько организация образовательного процесса на разных направлениях подготовки. При сравнении двух федеральных государственных стандартов по данным направлениям подготовки можно выявить различия в количестве зачетных единиц по практикам, аудиторных занятиям, видам профессиональной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что на мотивационные показатели могут влиять такие факторы, как соотношение часов аудиторных занятий и производственной практики, количество формируемых компетенций и разноплановость видов профессиональной деятельности, которую должен освоить    студент.


Об авторах

Т. А. Дворецкая
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Дворецкая Татьяна Алексеевна – аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии.

119 034, Москва, Остоженка 38, стр. 1



Л. Р. Ахмадиева
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Ахмадиева Лия Рустэмовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии.

119 034, Москва, Остоженка 38, стр. 1



Список литературы

1. Леонтьев А. Н. Психологическое исследование детских интересов во Дворце пионеров и октябрят // Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. С. 46–102.

2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 c.

3. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 c.

4. Березнева Е. Ю., Крысова Т. И. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6–2. С. 335–338.

5. Семенова Т. В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 25–37.

6. Логинов О. Н., Мусафирова Е. Н. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов вуза // Труды международного симпозиума надежность и качество. 2010. Т. 1. С. 165–168.

7. Новикова Н. Ю. Изучение влияния учебной мотивации на успеваемость по геометрии у девятиклассников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 4. С. 59–61.

8. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. 271 c.

9. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2016. 359 c.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2015. 705 c.

11. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

12. Узнадзе Д. Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004. 413 c.

13. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. C. 14–22.

14. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Ярошевского. М.: Политиздат, 1998. 431 c.

15. Словарь практического психолога / под ред. А. Ю. Головина. Минск: Хорвест, 1998. 800 c.

16. Изучение мотивации поведения детей и подростков: сборник статей / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. 352 с.

17. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. М.: Академия, 2014. 393 c.

18. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317 c.

19. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 c.

20. Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum, 1985. 372 p.

21. Deci E. L., Ryan R. M. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life»s domains // Canadian Psychology, 2008а. Vol. 49. P. 14–23.

22. Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions // Contemporary Educational Psychology, 2000a. Vol. 25. P. 54–67.

23. Deci E. L., Ryan R. M. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being // American Psychologist, 2000b. Vol. 55, no. 1. P. 68–78.

24. Deci E. L., Nezlek J., Sheinman L. Characteristic of the rewarder and intrinsic motivation of the rewardee // Journal of Personality and Social Psychology. 1981. no. 40. P. 1–10.

25. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2015. 334 c.

26. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. С. 96–107.

27. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. 256 c.

28. Пакулина С. А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 88. C. 23–32.

29. Вербицкий А. А. Игровые формы контекстного обучения. М.: Знание, 1983. 86 с.

30. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35–45.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Дворецкая Т.А., Ахмадиева Л.Р. Различия в динамике направленности мотивации у студентов разных направлений подготовки на примере Московского государственного лингвистического университета. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(3):2104-2112. https://doi.org/10.15372/PEMW20180319

For citation: Dvoretskaia T.A., Akhmadieva  .R. Differences in the motivation of students trained on different majors for example, Moscow State Linguistic University. Professional education in the modern world. 2018;8(3):2104-2112. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180319

Просмотров: 30

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)