Социально-философская концепция Маркса как инструмент формирования проективного мышления и иных выходных компетенций от среднего к высшему гуманитарному образованию


https://doi.org/10.15372/PEMW20180309

Полный текст:


Аннотация

Автор подвергает анализу и систематизации причины нынешнего возрождения интереса к марксизму, к его исследовательскому и прогностическому потенциалу. На фоне этого интереса он ставит вопрос о степени понимания как системы воззрений К. Маркса, так и иных социально-философских концепций, и приходит к неутешительному выводу о преобладании профанных интерпретаций гуманитарного знания вообще и системы взглядов классиков марксизма в частности. Автор называет несколько причин такой ситуации. Школа фактически формирует «входные компетенции» для обучения в вузе. Среди них, во-первых, значительное социальное расслоение, уже сложившиеся социальные группы с противоположными интересами и, соответственно, взглядами на реальность. Если для одних важно применение знаний в процессе деловой активности, то для других проблему составляет отсутствие перспектив и минимальной социальной справедливости. Во-вторых, на качество восприятия гуманитарного знания влияет специфика подачи материалов в школьном курсе обществознания: внутренняя противоречивость, фрагментарность и бессистемность. В статье детально рассматриваются некоторые фрагменты учебного материала и выявляются их недостатки. Автор подчеркивает, что они определяются не столько работой авторского коллектива, сколько спецификой восприятия учеников, исследовательская активность которых находится на начальном этапе развития и сориентирована на эмпирическое восприятие и на анализ, а не на синтез теоретического знания. Опираясь на собственный преподавательский и исследовательский опыт, автор рассматривает возможные формы и направления изучения социальной философии Маркса в средней школе. По мнению автора, методология Маркса, начала которой могут быть усвоены в средней школе, станет прекрасным инструментом подготовки к обучению в вузе, формирования ряда «входных компетенций», необходимых для обучения в классическом университете. Одной из таких компетенций является способность к целеполаганию. Автор обращает внимание на то, что цель – это элемент будущего в   настоящем.


Об авторе

А. П. Сегал
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Сегал Александр Петрович – кандидат философских наук, научный сотрудник кафедры философии языка и коммуникации философского факультета.

119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, 1, Учебный корпус «Шуваловский», философский факультет



Список литературы

1. Mcluhan, Fiore, Quentin. War and Peace in the Global Village. Gingko Press, 2001. 192 с.

2. Standing G. The Precariat: The New Dangerous Class. N. Y.; L.: Bloomsbury Academic, 2011. 192 с.

3. Toffler A. Powershift: Knowledge, Wealth, and Violence at the Edge of the 21st Century. N. Y.; L.: Bantam books, 1990. 551 с.

4. Вазюлин В. А. Становление метода научного исследования К. Маркса (логический аспект). М.: МГУ, 1975. 223 с.

5. Розенталь М. М. Диалектика «Капитала» К. Маркса. М.: КРАСАНД, 2010. 592 с.

6. Зиновьев А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале «Капитала» К. Маркса). М.: Рос. акад. наук. Ин-т философии., 2002. 319 с.

7. Багатурия А. К вопросу о развитии марксистской теории формационного преобразования общества // Социализм-XXI. 14 текстов постсоветской школы критического марксизма. М.: Культурная революция, 2009.

8. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: Рос. политю энц., 1997. 95 с.

9. Вазюлин В. А. Вопросы теории общественно – экономических формаций в трудах К. Маркса (исторический аспект) // Вестник московского университета. Серия 7: Философия. 1983. С. 14–24.

10. Вазюлин В. А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. М.: Изд-во МГУ, 1988. 328 с.

11. Вазюлин В. А. Логика «Капитала» К. Маркса. М.: Изд-во МГУ, 1968. 293 с.

12. Конференция «Логика «Капитала» и осмысление современного общества» [Электронный ресурс] // Философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносоова. 2018. URL: http://philos.msu.ru/node/1956 (дата обращения: 01.07.2018).

13. Молодежный круглый стол «Как и зачем изучать Маркса?» [Электронный ресурс] // Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2018». 2018. URL: https://lomonosov-msu.ru/rus/event/schedule/331#3761 (дата обращения: 01.07.2018).

14. Свежая «перловка» от Сергея Шмидта: Телеинформ публикует коллекцию курьезов с ЕГЭ-2017 по обществознанию [Электронный ресурс] // ИА «Телеинформ». 2017. URL: http://i38.ru/obrazovanie-pervie/svezhayaperlovka-ot-sergeya-shmidta-teleinform-publikuet-kollektsiiu-kurezov-s-ege-po-obschestvoznaniiu (дата обращения: 28.06.2018).

15. Smith A. An Inquiry Into the Nature and Causes of the Wealth of Nations (1776). Vol. 1. London: The Electric Book Company Ltd, 1998.

16. Castells M. Democracy in the age of the Internet [Электронный ресурс] // The Institut Ramon Llull. Catalan culture abroad. 2010. URL: https://llull.cat/IMAGES_175/transfer06-not01.pdf (дата обращения: 13.07.2018).

17. Боголюбов Л. Н., Лазебннкова А. Ю., Смирнова Н. М. Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007. 416 с.

18. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Кинкулькин А. Т. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: профильный уровень. М.: Просвещение, 2014. 432 с.

19. Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов (Первоначальный вариант «Капитала»). М., 1969. Т. 46, ч. II.

20. Marx K. Das Elend der Philosophie. Antwort auf Proudhons «Philosophie des Elends». Vol MEW, 4. Berlin: Dietz Verlag, 1960.

21. Ленин В. И. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). Июль – ноябрь 1914 Т. 26. // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М.: ИПЛ, 1969. С. 43–93.

22. Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма. Март 1913 Т. 23. // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М.: ИПЛ, 1973. С. 40–48.

23. Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии // In: Из ранних произведений.. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1956. С. 1–5.

24. Маркс К. Письмо к отцу // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1956. С. 6–16.

25. Маркс К. Дебаты шестого Рейнского ландтака (статья третья). Дебаты по поводу закона о краже леса. Vol. 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: ИПЛ, 1955. С. 119–160.

26. Marx K. MEGA. Das Kapital. Kritik der Politischen Ökonomie. Erster Band, Hamburg 1890. Vol 10. BERLIN: DIETZ VERLAG, 1991. 1288 с.

27. Кошель В. А., Сегал А. П. Логика «Капитала» и осмысление современного общества // Credo New. 2018. № 3 (95).

28. Маркс К. Наброски ответа на письмо В. И. Засулич. Vol. 19. // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. М.: ИПЛ, 1961. С. 400–421.

29. Маркс К. Капитал. Т. 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. М.: ИПЛ, 1960. Т. 23.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сегал А.П. Социально-философская концепция Маркса как инструмент формирования проективного мышления и иных выходных компетенций от среднего к высшему гуманитарному образованию. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(3):2032-2042. https://doi.org/10.15372/PEMW20180309

For citation: Segal A.P. Marx’s socio-philosophical concept as a tool for forming the projective thinking and other input com-petencies from middle to higher humanitarian education. Professional education in the modern world. 2018;8(3):2032-2042. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180309

Просмотров: 152

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)