Процессы отчуждения в современном профессиональном образовании


https://doi.org/10.15372/PEMW20180307

Полный текст:




Аннотация

Одной из основных тенденций в трансформации современной образовательной среды является информатизация. Наряду с позитивными изменениями можно зафиксировать явные или только появляющиеся процессы отчуждения в высшем профессиональном образовании. В виртуальном образовательном пространстве университета формируется новая среда, возникает необходимость анализировать сложные процессы отчуждения, рассмотреть влияние отчуждения на качество профессионального образования, что и определило цель нашей статьи. Авторы выбрали диалектический метод и метод структурно-функционального анализа методологической основой для изучения процессов отчуждения в образовательном пространстве. В результате проведенного исследования установлено, что процессы отчуждения в современном профессиональном образовании могут носить как объективный, так и субъективный характер. Современное поколение сталкивается с множеством противоречий в образовательном процессе, связанных с несоответствием образовательного обеспечения потребностям субъекта обучения (расхождение теоретических и практических знаний, культивирование шаблонного и нивелирование аналитического мышления); отсутствием связи между образовательными моделями и методиками (направленность на формальное усвоение материала); игнорированием процесса психофизического развития субъекта обучения и объективной реальности, в которой он воспитывается (отсутствие жизненных приоритетов, погруженность в виртуальный мир социальных сетей, низкая мотивация к обучению и т. д.). Авторы заключают, что процессы отчуждения в современном российском образовании носят объект-субъектный характер, так как, с одной стороны, формирующаяся образовательная среда содержит в себе отчуждение от субъекта образования, а с другой – субъект образования не готов к работе с   ней.


Об авторах

Т. А. Рубанцова
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Рубанцова Тамара Антоновна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры «Публичное право» факультета «Мировая экономика и право».

630 049, Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191



Е. А. Крутько
Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Крутько Елена Александровна – кандидат философских наук, доцент кафедры «Иностранные языки» факультета «Политика и международные отношения».

630 102, Новосибирск, ул. Нижегородская, 6



Список литературы

1. Рубанцова Т. А. Гуманизация современного образования. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000.

2. Гегель В. Ф. Сочинения: в 14 т. М., 1959. Т. IV.

3. Дюркгейм Д. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Наука, 1991.

4. Зиммель Большие города и духовная жизнь // Логос: философско-литературный журнал. 2000. № 3–4. С. 23–30.

5. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя / общ. ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1995.

6. Тимченко Л. Л. Проблема отчуждения в российском образовании // Философии образования. 2009. № 1. С. 19–26.

7. Петишина С. И. Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социальной философии: автореф. дис… канд. филос. наук. Барнаул. 2010.

8. Шетулова Е. Д. Становление социального отчуждения: философско-методологический и конкретно-исторический аспекты проблемы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008. № 4 (12). С. 134–140.

9. Рубанцова Т. А. Современная парадигма образования: традиции и новации // Философия образования. 2017. № 2 (71). С. 23–38.

10. Рубанцова Т. А., Крутько Е. А. Аксиологический аспект социализации личности в обществе постмодерна // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 125–131.

11. Крутько Е. А., Рубанцова Т. А. Проблема личностных форм отчуждения в образовательном процессе // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 70–76.

12. Рубанцова Т. А., Крутько Е. А. Детская безнадзорность как феномен социального отчуждения // Идеи и идеалы. 2013. Т. 1, № 1 (15). С. 107–114.

13. Рубанцова Т. А., Самардак М. А. Проблема формирования графической культуры студентов в виртуальном образовательном пространстве университета // Философия образования. 2016. № 5. С. 141–147.

14. Черных С. И., Борисенко И. Информационная культура преподавателя — необходимое условие образовательного процесса // Высшее образование. 2016. № 5. С. 42–44.

15. Черных С. И. Образовательное пространство в условиях информатизации общества:. Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2011.

16. Гегель В. Ф. Работы разных лет: в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 1.

17. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995.

18. Кобелева Е. П., Крутько Е. А. Обращение к педагогическому опыту А. С. Макаренко в век центениалов // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 4. С. 94–100.

19. Хрусталева Т. А. Компьютерное тестирование как системно-ориентированная форма оценивания // Наука и образование: новое время. 2017. № 6 (23). С. 361–364.

20. Черных С. И. Идентификация образовательного субъекта в условиях современного образовательного пространства // Философия образования. 2012. № 1. С. 134–140.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рубанцова Т.А., Крутько Е.А. Процессы отчуждения в современном профессиональном образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(3):2018-2023. https://doi.org/10.15372/PEMW20180307

For citation: Rubantsova T.A., Krutko E.A. Processes of alienation in modern professional education. Professional education in the modern world. 2018;8(3):2018-2023. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180307

Просмотров: 342

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)