Интеграция образования, науки и бизнеса как детерминанты развития общества


https://doi.org/10.15372/PEMW20180306

Полный текст:


Аннотация

На основе анализа трансформации моделей университета авторами решается задача выявления тенденций по интеграции образования, науки и бизнеса с целью осознания того, насколько стратегии развития образования приближают общество к воплощению идеальной модели «общества знания», разработанной в середине ХХ в. и окончательно оформленной в работе П. Друкера в 1993 Авторами для решения задачи применены институциональный и структурно-функциональный подходы. Анализ выполнен на основе сопоставления зарубежного и российского опыта внедрения различных моделей университета, а также отслеживания тенденций в развитии образования и формировании потребностей общества к системе образования, начиная с 40-х гХХ в. Особое внимание уделено зарубежным результатам внедрения модели предпринимательского университета (3.0), активно реализуемой в настоящее время в России. Опыт Великобритании и других стран показал, что данная модель, успешно реализуя механизм, который должен был приблизить общество к воплощению идеальной модели «общества знания», на самом деле создает предпосылки для еще большей дифференциации мегаполисов и периферии по критерию человеческого капитала. Таким образом, реализация механизма «экономики знания» без обеспечения гибкой политики в сфере образования и бизнеса, скорее, создает условия для деградации малонаселенных районов. Авторы делают вывод, что учитывая специфику России, ее большую протяженность и долю территорий с малой концентрацией населения, повсеместное стремление к созданию предпринимательских университетов является не только экономически неэффективным, но и губительным для сохранения человеческого потенциала регионов, что в результате создает определенную опасность для развития страны в  будущем.


Об авторах

М. А. Абрамова
Институт философии и права СО РАН
Россия

Абрамова Мария Алексеевна – доктор педагогических наук, доцент, заведующий отделом социальных и правовых исследований, ИФП СО РАН; профессор, НГУ.

630 090, Новосибирск, ул. Пирогова, 2


А. И. Троцкая
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Троцкая Алла Ивановна – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования.

630 126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Список литературы

1. Drucker P. F. The Age of Discontinuity: Guidelines to our Changing Society. Lon-don: Heinemann, 1969. 369 p.

2. Карпов А. О. Основные теоретические понятия общества знаний // Вестник российской академии наук. 2015. Т. 85, № 9. С. 812–820.

3. Lane R. E. The Decline of Politics and Ideology in a Knowledgeable Society // American Sociological Review. 1966. Vol. 31, № 5. P. 649–662.

4. Абрамова М. А., Крашенинников В. В. Высокие технологии: социально-философский анализ развития, внедрения и использования в системе образования. Новосибирск: Манускрипт. 2016. 100 с.

5. Троу М. Социология образования // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / под ред. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972. С. 174–187.

6. Drucker P. F. Concept of the corporation. New Brunswick, NJ and London: Transaction Publ. 2008. 329 p.

7. Machlup F. Knowledge: Its creation, distribution and economic significance. Vol. I: Knowledge and knowledge production. Princeton: Princeton University Press.2014. 304 p.

8. Machlup F., Kronwinkler T. Workers who produce knowledge: A steady increase, 1900 to 1970 // Review of World Economics, 1975. Vol. 111, no. 4, pp. 752–759.

9. Drucker P. F. The New Society. The anatomy of Industrial Ordr. New York: Harper. 2010. 174 p.

10. Карпов А. О. Реальность и противоречия общества знания: генезис //Общественные науки и современность. 2016. № 6. С. 139–152.

11. Drucker P. F. Post-Capitalist Society. New York: HarperBusiness, 1993. 232 p.

12. Anderson R. The «Idea of a University» today [Электронный ресурс]. History & Policy: [online serial], March 1, 2010. URL: http://www.historyandpolicy.org/policy-papers/papers/the-idea-of-auniversity-today (дата обращения: 08.06.2018).

13. Greenaway D., Haynes M. Funding higher education in the UK: The role of fees and loans // Economic Journal, Vol. 113, no. 485, 2003. Р. 150–166.

14. Ferlie E., Musselin C., Andresani G. The governance of higher education systems: A public management perspective // C. Paradeise, E. Reale, I. Bleiklie, E. Ferlie (eds.). University governance: Western European comparative perspectives. Dordrecht: Springer, 2009. Р. 1–20.

15. Bell D. The axial age of technology foreword: 1999 // Bell D. (ed.). The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. New York: Basic Books, 2008. Р. IX–LXXXVI.

16. Lane J. E. Higher education system 3.0: Adding value to states and institutions // J. E. Lane, D. B. Johnstone (eds.). Higher education system 3.0: Harnessing systemness, delivering performance. Albany, New York: SUNY Press, 2013. Р. 3–26.

17. Карпов А. О. Современный университет: среда, партнерства, инновации // Alma Mater. Вестник Высшей школы. 2014. № 8. С. 8–12.

18. Hyungseok Yoon, Joosung J. Lee. Entrepreneurship Education and Research Commercialization of EngineeringOriented Universities: An Assessment and Monitoring of Recent Development in Korea // International Journal of Engineering Education. 29. 2013. Р. 1068–1079.

19. Ефимушкин С. Н. Подготовка современного специалиста для высокотехноло-гичного производства (опыт подготовки инженера-предпринимателя во Франции) // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. № 2. С. 173–179.

20. Hewitt-Dundas N. Research intensity and knowledge transfer activity in UK universities // Research Policy. 2012. No. 41. P. 262–275.

21. Siegel D. S., Waldman D., Link A. N. Assessing the impact of organizational prac-tices on the relative productivity of university technology transfer offices: an exploratory research // Research Policy. 2003. No. 32 (1). P. 27–48.

22. Antonelli C. The new economics of the university: a knowledge governance approach // The Journal of Technology Transfer. 2008. No. 33. P. 1–22.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Абрамова М.А., Троцкая А.И. Интеграция образования, науки и бизнеса как детерминанты развития общества. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(3):2011-2017. https://doi.org/10.15372/PEMW20180306

For citation: Abramova M.A., Trotskaia A.I. Integration of education, science and business as determinants of the development of society. Professional education in the modern world. 2018;8(3):2011-2017. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180306

Просмотров: 33

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)