РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В КЛАСТЕРНО-СЕТЕВОМ ПАРТНЕРСТВЕ
Аннотация
Введение. В условиях становления инновационной экономики России большое значение для формирования единой инновационной инфраструктуры приобрел кластерный подход как доминирующий вектор развития экономики, в котором важную роль играет университет.
Постановка задачи. Обосновать эффективность кластерного подхода в формировании инновационной экономики, выявить потенциал университета и раскрыть его роль, и место в кластеризации экономики России.
Методология и методика исследования. В статье использованы общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения, прогнозирования, а также, специальные методы: теории кластерного анализа, анализ трудов ведущих представителей науки и философии.
Результаты. Выявлено, что особая роль принадлежит глобальным рынкам интеллектуального труда, интенсивной конкуренции университетов в сфере формирующихся рынков научных и образовательных услуг. Утверждается, что крупномасштабный синергетический эффект в развитии экономики, повышение уровня жизни и образования достижим лишь через сетевое взаимодействие участников, определяющих социально-экономическое развитие. Обоснована идея, что перспективной стратегией кластеризации экономики является стратегия, в которой ключевым партнером выступают университеты, занимающееся разработкой и трансфером передовых технологий, что они являются преимуществом и центром стратегического развития для своих регионов.
Выводы. Раскрыт потенциал кластерного подхода к организационной структуре взаимодействия университетов – бизнеса – государства как инновационной форме их интеграции.
Утверждается, что создание и функционирование кластеров является наиболее эффективным и перспективным направлением развития инновационной экономики.
Показано, что оптимальность кластерного подхода в кластерно-сетевом партнерстве обусловлена принципом эмерджентной связи, приводящей к значительным синергетическим эффектам.
Определены роль и место университета в кластеризации экономики.Список литературы
1. Ardashkin I.B. Philosophy of Education as a Social Development Factor: World Trends and Prospects for Russia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. рр. 277–286. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.524 (Дата обращения 23.07.2018)
2. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia. 1999.
3. The Road to Academic Excellence: The Making of World-Class Research Universities. The International Bank for Reconstruction and Development, The World Bank. Altbach, P.G. and Salmi, J. Eds., 2011.
4. Игнатов И. Американский исследовательский университет как организационная инновация // Капитал страны. Федеральное интернет-издание. Режим доступа: http://kapital-rus.ru/articles/article/amerikanskij_issledovatelskij_universitet_kak_organizacionnaya_innovaciya_i/) (Дата обращения 23.07.2018)
5. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования/ Под ред. В.Б. Супяна. М.: Магистр, 2009.
6. Прохоров А.В. Модель инновационного университета как основа брендинга. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1. C. 114–118.
7. Кларк Б. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
8. Brylina I.V., Nikitina J.A., Brylin V.I., Chaplinskaya Y.I. The University in the Intellectual Evolution of New Epoch: the Open Knowledge Market and the Idea of Entrepreneurship in the Modern University // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). 2017. Vol. 19. pp. 110–117:
9. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.01.15 (Дата обращения 23.07.2018)
10. Wissema J.G. Towards the Third Generation University. Managing the University in Transition. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. 2010.
11. Salmi J. The challenge of establishing World-Class Universities. The International Bank for Reconstruction and Development, The World Bank, Washington DC, 2009.
12. Бок Д. Университет в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 2012.
13. Ямпольская Л.И. Концептуализация классической «Идеи университета» в неклассическом варианте. Томск, STT, 2014. Режим доступа: http://docplayer.ru/42841302-Konceptualizaciya-klassicheskoy-idei-universiteta-v-neklassicheskom-variante.html URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.524 (Дата обращения 23.07.2018)
14. Petrova G.I., Brylina I.V., Kulizhskaya E.G., Bogoryad N.V. Corporate culture of contemporary research university in search of complementarity of humanitarian and commercial principles in education (Russian context) / International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2014. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.562 (Дата обращения: 23.07.2018)
15. Porter M.E. Clusters of Innovation: Regional Foundations of U.S. Competitiveness. – Council of Competitiveness, Washington, DC. 2001.
16. Третьяк Г.Е. Кластеры Дальневосточного федерального университета – точки роста ТОР (Территория опережающего развития) «о. Русский» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2, с. 411–416.
17. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24921273 (Дата обращения: 23.07.2018)
18. Помитов С.А. Кластеры: характеристика и модели // Мировая экономика. Режим доступа: http://www.ekportal.ru/page-id-1805.html (Дата обращения: 23.07.2018)
19. Маркушина Е.В. Кластеры и кластерные стратегии в развитии экономики региона // Проблемы современной экономики. 2010. № 2 (34). С. 321–323. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=15265228 (Дата обращения: 23.07.2018)
20. Ицковиц Г. Тройная спираль: университеты-предприятия-государство: инновации в действии. - Изд-во Томского гос. ун-та систем управления, 2010.
21. Etzkowitz H. The Triple Helix of University-Industry-Government Implications for Policy and Evaluation, Working paper, 2002. Vol.11.
22. Etkowitz H., Webster A., Healy P. Capitalizing Knowledge: New Intersections of Industry and Academia, SUNY Press, New York, NY. 1998.
23. Etzkowitz H. and Leydesdorff L. The dynamics of innovation: from National Systems and «Mode 2» to a Triple Helix of University-Industry-Government Relations. Research Policy. 2000. Issue 29. pp. 109–123. Режим доступа: http://www.oni.uerj.br/media/downloads/1-s2.0-S0048733399000554-main.pdf (Дата обращения: 23.07.2018)
24. Bojar E. and Bojar M. The Triple Helix in Clusters – A Metropolis Shaping Factor. Romanian Journal of Regional Science. Issue 2. Vol. 3. 2009. pp. 77–89.
25. INTERREG EUROPE 2014-2020. Cooperation Programme document. Final Draft, 2014, с. 1-74. Режим доступа: http://www.interreg4c.eu/fileadmin/User_Upload/PDFs/INTERREG_EUROPE_Cooperation_Programme_draft.pdf (Дата обращения: 23.07.2018)
26. European Foresight, 2009. Режим доступа: http://foresight.jrc.ec.europa.eu/projects.html (Дата обращения: 23.07.2018)
27. Гарафутдинова Н.Я. Внедрение и адаптация системы подготовки и закрепления специалистов на предприятиях кластероориентированной экономики // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Том 8. № 1 с. 1702-1708. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32829648 (Дата обращения: 23.07.2018)
28. Давыдова А.В. Университеты как системообразующие элементы образования, науки и общественного развития в историческом контексте // Вестник РУДН. Серия: Социология, 2014. № 1. с. 69–82. Режим доступа: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/6402 (Дата обращения: 23.07.2018)
Дополнительные файлы
![]() |
1. Для слепого рецензирования | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Скачать
(271KB)
|
Метаданные |
Для цитирования: Брылина И.В. РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА В КЛАСТЕРНО-СЕТЕВОМ ПАРТНЕРСТВЕ. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(4).
For citation: Brylina I.V. THE ROLE OF UNIVERSITY IN CLUSTER-NETWORK-BASED PARTNERSHIP. Professional education in the modern world. 2018;8(4).
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.