Эмпатия как психологическое средство редукции конфликтного поведения личности педагога


https://doi.org/10.15372/PEMW20180419

Полный текст:


Аннотация

В статье приведен теоретический анализ проблемы эмпатии как психологического средства редукции конфликтного поведения педагогов в процессе медиации. Большинство педагогических коллективов современных школ характеризуются повышенной конфликтогенностью. Это обусловливает не только высокие нервные нагрузки, но и порождает соперничество, дискредитацию, избегание и приспособление к конфликтности в педагогической среде. В результате нарастания эмоционального напряжения конфликтное взаимодействие приобретает формы деструктивного характера. Психологические особенности личности педагога и специфика его труда обусловили в общем числе медиативных техник выбор эмпатии в качестве средства редукции конфликтного их поведения. Этим обосновывается актуальность исследования избранной проблемы в условиях роста уровня конфликтогенности в обществе. Научный интерес заключается в более глубоком изучении эмпатии как эффективного средства рефлексивного управления конфликтным поведением педагогов. Методологической основой исследования стали положения личностно-деятельностного и ценностно-смыслового подходов к изучению личности педагога как субъекта общения и эмпатии; принципы рефлексивного управления; система допущений, раскрывающих характер взаимодействия и взаимопроникновения эмоциональных и когнитивных процессов. Рассмотрены некоторые теоретические подходы к анализу эмпатии, а его результаты послужили основой для формулирования ряда концептуальных положений, раскрывающих психологическую природу эмпатии как средства редуцирования конфликтного противодействия и механизмов позитивного воздействия на педагога. Предложенная нами совокупность концептуальных допущений может быть положена в основу формирования модели одного из эффективных средств ведения медиативного процесса. Дальнейшее изучение обусловлено потребностью проведения специального исследования проблемы в их взаимосвязи и последующей проработки методики проведения медиативного процесса в педагогической среде. Разрешение конфликтов и восстановление рабочих отношений на основе взаимосвязи эмпатии и редукции составляет перспективу дальнейшей работы в этом направлении

Об авторах

В. В. Собольников
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Собольников Валерий Васильевич – доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии

 

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Т. В. Вьюгова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Вьюгова Татьяна Васильевна – магистр психологии, кафедра общей психологии и истории психологии

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Список литературы

1. Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1993. 202 с.

2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2012. 469 с.

3. Bankoff E. Peer support for widows: Personal and structural characteristics related to its provision // S. Hobfoll (ed.) Stress, social support, and women. Washington, 1986. P. 207–222.

4. Адов А. В. Эмпатия в межличностных человеческих отношениях // Психологические механизмы регуляции активности личности: сборник науч. трудов. Новосибирск, 2001. Ч. I. С. 37–40.

5. Василькова А.П. Взаимосвязи эмпатии с личностными свойствами будущих специалистов-медиков // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999. С. 180–181.

6. Кондратьев С. В. О регулятивной функции понимания людьми друг друга // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга: тезисы докладов. М., 1979. С. 110–111.

7. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. М., Мысль, 1989. 208 с.

8. Орлова Э. А., Филонов Л. Б. Диагностическая функция конфликта // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга: тезисы докладов. Краснодар, 1975. С. 44–46.

9. Реан А. А. Психология изучения личности: учебное пособие. СПб., 1999. 288 с.

10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер с англ. М.: Прогресс, 1986. 420 с.

11. Собольников В. В. Невербальные средства коммуникации: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2018. 164 с. (Серия: Университеты России).

12. Keef Th. Empathy: the critical skill // Social Work. 1973. Vol. 1. P. 10–14.

13. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. 1096 с.

14. Barker R. G., Dembo Т., Lewin K. Frustration and agression: an experimentwith young children // Studies in topologicaland vector psychology. 1941. Vol. 11, № 1 (386). P. 1–314.

15. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61–68.

16. Елеференко И. О. Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (на примере подготовки телерадиожурналистов, режиссеров кино и телевидения, мультимедиа-программ): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 29 с.

17. Агавелян Р. О., Агавелян В. С. Психология состояний: диагностика, коррекция, регуляция и управление базовыми состояниями в профессиональной деятельности педагога специальной школы: учебное пособие. Новосибирск: НИПК и ПРО, 2003. 237 с.

18. Андреева Г. М. Общение как восприятие людьми друг друга // Психология влияния. Хрестоматия. СПб., 2001. С. 114–132.

19. Block J. Studies in the phenomenology of emotions // J. of Abnormal ans Social Psychology. 1957. Vol. 54. P. 358–363.

20. Климова И. В. Значение эмпатийного потенциала в регуляции поведения: автореф. дис… канд. психол. паук. СПб., 2002. 25 с.

21. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы. // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147–158.

22. Агавелян Р. О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: автореферат дис…. канд. психол. наук. М., 1995. 19 с.

23. Яськова И. А., Вотчин И. С. Оптимизация коммуникативного процесса как форма общения: научно-экспериментальное исследование. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2001. 139 с.

24. Собольников В. В. Этика и психология делового общения. М.: Юрайт, 2018. 204 с. (Серия: Университеты России).

25. Buck R. W., Savin V. J., Miller R. E., Caul W. F. Nonverbal communication of affect in humans // J. of Personality and Social Psychology. 1972. Vol. 23. P. 362–326.

26. Lazams R. W. Cognition and motivation // Amer. Psychol. 1991. Vol. 46. P. 352–367.

27. Spiegel D., Bloom R., Kraemer H. C, Gotthell E. Effectiveness of psychosocial treatmenton survival of patiente with metastatic breast cancer // The Lancet. 1989. Vol. 2, August 14. P. 888–891.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Собольников В.В., Вьюгова Т.В. Эмпатия как психологическое средство редукции конфликтного поведения личности педагога. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(4):2318-2324. https://doi.org/10.15372/PEMW20180419

For citation: Sobolnikov V.V., Vyugova T.V. Empathy as a psychological reduction of teacher’s conflict behavior. Professional education in the modern world. 2018;8(4):2318-2324. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180419

Просмотров: 48

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)