ДИНАМИКА НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА


https://doi.org/10.15372/PEMW20180222

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме – изменению учебной мотивации студентов вузов в процессе обучения. Под видами направленности понимается внешняя и внутренняя по отношению к учебному процессу мотивация. Используется авторский опросник «Профиль учебной мотивации студента», в котором выделяются три внутренних вида мотивации (познавательная, достижения, саморазвития) и три внешних вида мотивации (самоуважение, интроецированная и экстернальная), также выделена отдельная шкала амотивации. Под амотивацией авторы понимают отсутствие учебной мотивации как таковой. Исследование проводилось среди студентов бакалавриата с 1-го по 4-й курс обучения. Участники заполняли анкету два раза: в начале и конце учебного года. В статье представлены результаты сравнения этих двух срезов. В результате анализа результатов исследования были выявлены значимые различия во внутренней и внешней мотивационной направленности студентов 1-го и 3-го курсов. У студентов 1-го курса усилилась мотивация достижения и понизился уровень мотивации самоуважения и интроецированной мотивации. Можно сделать вывод, что у студентов-первокурсников усиливается внутренняя мотивация и снижается внешняя: им интереснее ставить перед собой сложные задачи и решать их, нежели просто ходить в университет из-за престижа получения высшего образования в заведении с громким именем. У студентов 3-го курса мы выявили обратную тенденцию: на данном курсе обучения снижается внутренняя мотивация и повышается уровень амотивации. Это подтверждает предположение о том, что 3-й курс является кризисным периодом в становлении специалиста.

Об авторах

Т. А.  Дворецкая
Московский государственный лингвистический университет.
Россия

Дворецкая Татьяна Алексеевна – аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии.

119034, г. Москва, Остоженка 38, стр. 1. 



Л. Р. Ахмадиева
Московский государственный лингвистический университет.
Россия

Ахмадиева Лия Рустэмовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии.

119034, г. Москва, Остоженка 38, стр. 1. 



Список литературы

1. Леонтьев А. Н. Психологическое исследование детских интересов во Дворце пионеров и октябрят // Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. С. 46–102.

2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.

3. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.

4. Березнева Е. Ю., Крысова Т. И. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6–2. С. 335–338.

5. Семенова Т. В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 25–37.

6. Логинов О. Н., Мусафирова Е. Н. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов вуза // Труды международного симпозиума надежность и качество. 2010. Т. 1. С. 165–168.

7. Новикова Н. Ю. Изучение влияния учебной мотивации на успеваемость по геометрии у девятиклассников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 4. С. 59–61.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл; Академия, 2005.

9. Изучение мотивации поведения детей и подростков: сборник статей / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. 352 с.

10. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983.

11. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.

12. Матюхина М. В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости // Мотивация учения. Волгоград, 1976. С. 5–15.

13. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М: Смысл, 2002.

14. Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum, 1985.

15. Deci E. L., Ryan R. M. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life’s domains // Canadian Psychology, 2008а. Vol. 49. P. 14–23.

16. Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions // Contemporary Educational Psychology, 2000a. Vol. 25. P. 54–67.

17. Deci E. L., Ryan R. M. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being // American Psychologist, 2000b. Vol. 55, no. 1. P . 68–78.

18. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2015.

19. Гордеева Т. О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 38–53.

20. Гордеева Т. О., Гижицкий В. В., Сычев О. А., Гавриченкова Т. К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 57–68.

21. Гордеева Т. О. Гижицкий В. В. Универсальность и специфичность внутренней и внешней мотивации учебной деятельности и их роли как предикторов академических достижений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 3(24). С. 5–13.

22. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. С. 96–107.

23. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.

24. Ральникова И. А., Ипполитова Е. А. Трансформация представлений студентов о профессиональных перспективах как фактор самоорганизации в кризисные периоды обучения в вузе // Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 18–22.


Дополнительные файлы

Для цитирования:  Дворецкая Т.А., Ахмадиева Л.Р. ДИНАМИКА НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(2):1924-1933. https://doi.org/10.15372/PEMW20180222

For citation: Dvoretskaia T.A., Akhmadieva L.R. ORIENTATION DYNAMIC OF STUDENTS` EDUCATIONAL MOTIVATION OF DIFFERENT COURSES DURING THE ACADEMIC YEAR. Professional education in the modern world. 2018;8(2):1924-1933. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180222

Просмотров: 78

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)