УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ КАК КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ


https://doi.org/10.15372/PEMW20180219

Полный текст:




Аннотация

Цели статьи – осмысление современных проблем и успехов инклюзивного образования, сравнительный анализ инклюзивной и эксклюзивной (специальной) моделей образования, выделение различных условий, затрудняющих и способствующих развитию инклюзивного образования. В статье отмечается, что существует значительное количество психологически важных и трудных моментов обучения людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дистанционного и контактного обучения, которые необходимо учитывать в процессе работы с ними. Включение учащихся, соответствующих возрасту, в общеобразовательный класс выгодно для всех сторон. Существует и реализуется множество способов обучения, поскольку разные учащиеся поразному и учатся. Учащиеся с ограниченными возможностями получают больше удовольствия от инклюзивной атмосферы, потому что они могут получать помощь от своих сверстников с различными способностями и конкурировать на одном уровне за счет равных возможностей, а также включаться в отношения взаимопомощи и взаимного служения. Общество не готово принять инвалидов «на равных». Многие инвалиды, привыкшие к потребительскому и ограничивающему стилю отношений, часто оказываются не готовы включиться в жизнь сообщества на условиях, отличных от заботы об их правах. Дискуссия об обязанностях и роли инвалидов в сообществе еще даже не начиналась: единственными подразумевающимися требованиями к ним, пожалуй, выступают требования благодарной удовлетворенности и «невмешательства» в жизнь неинвалидов. Однако доктрина инклюзии создана для того, чтобы расширить эти представления, в том числе сформировать представления о культуре инклюзии как культуре взаимопомощи как взаимных обязанностей и прав, взаимного служения.

Об авторах

М. Р. Арпентьева
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Югорский государственный университет.
Россия

Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник кафедры теории и методики физического воспитания.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Манcийск, ул. Чехова, д. 16; 248023, Калуга, ул. Степана Разина, д. 26.

 



Е. А. Богомолова
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Югорский государственный университет.
Россия

 Богомолова Елена Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования.

248023, Калуга, ул. Степана Разина, д. 26. 



М. А. Спиженкова
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Югорский государственный университет.
Россия

Спиженкова Мария Антониновна – кандидат философских наук, доцент кафедры психологии общей и юридической психологии.

248023, Калуга, ул. Степана Разина, д. 26. 



Список литературы

1. Harry B. Cultural Diversity, Families and the Special Education System. New York, NY: Teachers College Press. 1992. 296 p.

2. Ladson-Billings B. Reading between the lines and beyond the pages: A culturally relevant approach to literacy teaching // Theory Into Practice. 1992. Vol. 31(4). P. 312–320.

3. McCurdy E.E.; Cole C. L. Use of a peer support intervention for promoting academic engagement of students with autism in general education settings // Journal of autism and developmental disorders. 2014. Vol. 44(4). P. 883–893. DOI:10.1007/s10803–013–1941–5. PMID24146130

4. Banerji M., Dailey R. A Study of the effects of an inclusion model on students with specific learning disabilities // Journal of Learning Disabilities, 1995. Vol. 28(8). P. 511–522.

5. Cross T.B., Bazron B., Dennis K. W. Towards Culturally Competent System of Care. Washington, DC: Georgetown University Child Development Center. 1989. 320 p.

6. Giangreco M.F., Cloninger C. J., Iverson V. S. Choosing outcomes and accommodations for Children (COACH): A guide to educational planning for students with disabilities. Baltimore: Paul H Brookes Publishing Co, 1998. 400 p.

7. Gillies R. M. The effects of cooperative learning on junior high school students during small group learning // Learning and Instruction there are inclusion units and other rooms in some schools which focus on these aspects, 2004. Vol. 14(2).P. 197–213.

8. Stainback W., Stainback S. Controversial Issues Confronting Special Education. New York: Allyn & Bacon. 1995. 384 p.

9. UNESCO Policy Guidelines on Inclusion in Education [Электронный ресурс] UNESCO: Paris. 2009. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0017/001778/177849e.pdf (дата обращения: 20.10. 2017).

10. Wilkinson R., Pickett K. The Spirit Level- Why Equity is Better for Everyone. England, London: Penguin Books, 2010. 240 p.

11. Арпентьева М.Р., Богомолова Е. А. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей: монография в форме эссе // Профессиональная библиотека работника социальной службы. М.: Социальное обслуживание, 2016. № 12. 256 с.

12. Ибрашим Л., Панаитова С. Первые шаги на пути к инклюзии. Комрат: Агентство междунар. развития США (USAID), Консолидация гражданского общества в Молдове (MCSSP), 2011. 116 с.

13. Назаренко М.А., Дзюба С. Ф., Духнина Л. С., Никонов Э. Г. Инклюзивное образование и организация учебного процесса в вузах // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 7. С. 184–186.

14. Шеманов А.Ю., Попова Н. Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 74–82.

15. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 1999. 192 с.

16. Спиженкова М. А. Особенности отношения педагогов дошкольного образования к инклюзии // Социально-психологическое сопровождение инклюзивного образования: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015. 320 с.

17. Финзен А. Психоз и Стигма. М.: Алетейя, 2001. 216 с.

18. Forest M., Pearpoint J. MAPS: Action planning // J. Pearpoint, M. Forest, J. Snow. The Inclusion Papers: Strategies to Make Inclusion Work. Toronto, Canada: The Inclusion Press. 1992. P. 52–56.

19. O’Brien J., O’Brien L. C. Inclusion as a force for school renewal // Inclusion: A Guide for Educators / eds. by S. Stainback, W. Stainback. Baltimore, MD: Paul H. Brookes Publishing Co. 1996. 400 p.

20. Bowe Fr. Making Inclusion Work. New York: Pearson, 2004; Merrill Education // Prentice Hall. 2005. 658 p.

21. Feldman R. S. Understanding Psychology. New York: McGraw-Hill Education 2014. 784 р.

22. Hastings R.P., Oakford S. Retrieved Student teachers’ attitudes toward the inclusion of children with special needs // Educational Psychology. 2003. № 23. P. 87–95.

23. Kavale K. A. Mainstreaming to full inclusion: From orthogenesis to pathogenesis of an idea // International Journal of Disability, Development, and Education. 2002. № 49. P. 201–214.

24. Praisner C. L. Attitudes of elementary school principals toward the inclusion of students with disabi- lities // Exceptional Children. 2003. № 69, р. 135–145.

25. Jorgensen C., Schuh M., & Nisbet J. The inclusion facilitator’s guide. Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co, 2005. 272 p.

26. Holland R. Vouchers Help the Learning Disabled: Lesson from 22 countries: Special-education students thrive in private schools // School Reform News. The Heartland Institute 2002. January 6; The Washington Times Washington, DC. 2002. June 5.

27. Strully J., Strully, C. Friendships as an educational goal: What we have learned and where we are headed // Inclusion: A guide for educators / ed. W. Stainback, S. Stainback (.). Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co, 1996. 400 p.

28. Boer de S. R. Successful inclusion for students with autism: creating a complete, effective ASD inclusion program. San Francisco: Jossey-Bass. 2009. Р. 38–42.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Арпентьева М.Р., Богомолова Е.А., Спиженкова М.А. УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ КАК КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(2):1902-1911. https://doi.org/10.15372/PEMW20180219

For citation: Arpentieva M.R., Bogomolova E.A., Spizhenkova M.A. SUCCESSES AND PROBLEMS OF INCLUSION AS A CULTURE OF HUMAN RELATIONS. Professional education in the modern world. 2018;8(2):1902-1911. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180219

Просмотров: 550

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)