НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ


https://doi.org/10.15372/PEMW20180212

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена описанию деятельности научно-исследовательской лаборатории «Креативные технологии социокультурной практики», которая создана на базе кафедры рекламы и социально-культурной деятельности Гуманитарного института Сибирского федерального университета. Осуществляется рефлексивный анализ деятельности лаборатории, определяются возможные перспективы создания новых направлений. Научно-исследовательская лаборатория представлена как структурное образование высшего учебного заведения, функционирующее на основе задач, предъявляемых к содержанию и организации учебного и воспитательного процессов. Авторы статьи, опираясь на имеющийся в России и за рубежом опыт создания и функционирования подобных лабораторий, делятся своими выводами относительно возможностей оптимизации исследовательской деятельности в лаборатории. В статье предлагаются формулировки целей, задач, обсуждаются функции лаборатории, описывается организация ее работы; определяются пути совершенствования исследовательской деятельности. Определен статус лаборатории в системе высшего образования, что позволяет вводить необходимые инновации в образовательный процесс, модифицировать содержание исследований в соответствии с потребностями социокультурной практики региона. Особое внимание уделяется концептуальной, смысловой определенности научной деятельности участников лаборатории. В поле внимания попадает феномен «культурный код региона», парадигмальное осмысление которого становится системообразующим фактором для исследовательской практики. Переосмысливаются методологические основы деятельности исследовательских лабораторий, осуществляются прогнозы ее развития. Авторы приходят к выводу, что создание научно-исследовательских лабораторий в вузе имеет значительные перспективы в плане осмысления и исследования идейно-смысловых оснований изучаемых объектов, формулирования новых методологических регулятивов, нормативов предметной и профессиональной деятельности, адаптации познавательного опыта к условиям практики. В статье сделан акцент на возможностях применения иерархического подхода к исследовательской деятельности, что открывает возможность привлечения к совместной работе ученых, аспирантов, студентов и практиков, способствует совершенствованию исследовательского поиска и профессиональному росту сотрудников вуза. 


Об авторах

Л. Н.  Жуковская
Сибирский федеральный университет.
Россия

Жуковская Людмила Николаевна – доцент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности.

660041,  Красноярск, пр. Свободный, 79.



С. В.  Костылев
Сибирский федеральный университет.
Россия

Костылев Сергей Валерьевич – старший преподаватель кафедры рекламы и социально-культурной деятельности.

660041,  Красноярск, пр. Свободный, 79.



О. Ф. Морозова
Сибирский федеральный университет.
Россия

Морозова Ольга Федоровна – доктор культурологии, профессор кафедры рекламы и социальнокультурной деятельности.

660041,  Красноярск, пр. Свободный, 79.



Е. А.  Ноздренко
Сибирский федеральный университет.
Россия

Ноздренко Елена Анатольевна – кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой рекламы и социально-культурной деятельности.

660041,  Красноярск, пр. Свободный, 79.



Список литературы

1. Шукшина Т. И. Развитие системы научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 13–18.

2. Об организации научно исследовательской работы в университете // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 90–97.

3. Полозова И. Научная реальность – метафора? // Высшее образование в России. 2002. № 5. С. 71–78.

4. Зербино Д. Д. Научная школа как феномен. Киев: Наук. думка, 1994. 134 с.

5. Мирская Е. З. Научные школы: история, проблемы и перспективы // Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки. М.: Логос, 2005. 308 с.

6. Школы в науке: сб. статей. М.: Наука, 1977. 522 с.

7. Рябова Н. В., Гамаюнова А. Н. Роль научной лаборатории в организации научно-исследовательской деятельности в вузе // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 77–81.

8. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. / Науч.-исслед. лаборатория социокультур. инноваций; отв. ред. Ю. А. Стрельцов]. М.: МГУКИ, 2005. 189 с.

9. Андреева А. В., Жуковская Л. Н., Костылев С. В., Морозова О. Ф., Ноздренко Е. А. и др. Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики. Красноярск: СФУ, 2014. 129 с.

10. Отчет о научно-исследовательской, научно-методической и художественно-творческой работе Московского государственного института культуры за 2014 год. М.: МГИК, 2015. 48 с.

11. Андреева А. В., Лузан В. С., Морозова О. Ф. и др. Интеллектуальный досуг как фактор устойчивого развития социально-культурной среды урбанизированной территории (на материалах Красноярского края): монография / под ред. Е. А. Ноздренко. Красноярск: СФУ, 2015. 482 с.

12. Жуковская Л. Н., Костылев С. В., Лузан В. С., Морозова О. Ф., Ноздренко Е. А. Артменеджмент: учеб. пособие. Красноярск, 2016. 188 с.

13. Morozova O. F., Nozdrenko E. A., Zhukovskaya L. N., Kostylev S. V. Theoretical and conceptual model of art manager’s personality and alethiology principles // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 10, № 4. С. 544–556.

14. Морозова О. Ф., Ноздренко Е. А., Жуковская Л. Н., Костылев С. В. Менеджмент и артменеджмент: грани концептуального взаимодействия // Економiчний часопис – XXI. 2016. Т. 158, № 3–4. С. 61–65.

15. Ноздренко Е. А., Карлова О. А., Пантелеева И. А., Карлов И. А. и др. Креативная лаборатория: диалог творческих практик (коллективная монография). М.: Академ. проект, 2009. 476 с.

16. Интеллектуальный досуг: актуальные проблемы и перспективы материалы Второго регионального симпозиума. Сибирский федеральный университет / отв. ред. Е. А. Ноздренко. 2014. 74 с.

17. Ноздренко Е. А., Морозова О. Ф., Пантелеева И. А. Социокультурный модус человеческого капитала // Економiчний часопис – XXI. 2015. Т. 1, № 7–8. С. 102–105.

18. Martin Herold, Birgit Landherr. Selbst organisiertes Lernen. Stuttgart, 2003. 20. Koch, P. Selbst Organisiertes Lernen (SOL) – Schule ohne Lehrer? // Bildung und wissenschaft (b&w), April 2003.

19. Шмуратко Д. В. Участие студентов в фундаментальных научных исследованиях // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 37–40.

20. Шестак Н. В., Астанина С. Ю. Роль научных школ в подготовке молодых ученых [Электронный ресурс]. URL: // http://www.liveinternet.ru/users/puti/post116458375 (дата обращения: 13.02.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования:  Жуковская Л.Н.,  Костылев С.В., Морозова О.Ф.,  Ноздренко Е.А. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(2):1844-1852. https://doi.org/10.15372/PEMW20180212

For citation: Zhukovskaia L.N., Kostylev S.V., Morozova O.F., Nozdrenko E.A. RESEARCH LABORATORY AS A FORM RESEARCH ORGANIZATION IN HIGHER INSTITUTION. Professional education in the modern world. 2018;8(2):1844-1852. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180212

Просмотров: 67

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)