СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


https://doi.org/10.15372/PEMW20180202

Полный текст:


Аннотация

Цель статьи – выявление специфики управления российским образованием в современных условиях. Методика и методология исследования построены на комплексном изучении и сопоставлении различных видов источников и исследовании конкретных эмпирических данных. Анализ охватывает исторический период становления и формирования государственной политики в России с начала 1990-х гг. до настоящего времени. Специфика управления российским образованием обусловлена причинами внутреннего и внешнего порядка. К причинам внутреннего порядка относятся слом советской системы образования в 1990-е гг., переход к рыночным отношениям, кризис образования, начавшийся еще в советские годы. К причинам внешнего порядка следует отнести трансформацию культуры как формы бытия, глобализацию, развитие рыночных отношений. Наиболее слабым звеном в управлении российским образованием по-прежнему остаются цели образования. Начиная с 2000-х гг. в российском обществе усиливаются требования к профессиональной подготовке специалистов, однако недооценка необходимости решить проблему формирования личности может привести к кризису в духовной сфере и, как следствие, к разрыву образования и культуры в крайних формах. Россия была и остается многоукладной страной большой географической протяженности. Решение стоящей перед страной задачи –
войти в число государств с шестым технологическим укладом –  требует незамедлительной модернизации образования, при которой должны использоваться сценарии, адаптированные к условиям развития конкретных российских регионов. Министерство образования и науки Российской Федерации избрало своей стратегией локальные действия и точечное финансирование. Однако точечное финансирование не позволяет провести масштабную модернизацию российского образования, и проблема финансирования отечественного образования, никогда не снимавшаяся с повестки, в этих условиях приобретает особую актуальность. Обеспечить вхождение России в число государств с шестым технологическим укладом и проведение полномасштабной модернизации российского образования может только государство, обладающее значительными финансовыми ресурсами. Проблемы политического устройства страны, ее экономического развития, вхождения России в число государств с шестым технологическим укладом и проведения полномасштабной модернизации образования оказались не просто взаимосвязанными, но и взаимно обусловленными и нерасторжимыми. 


Об авторе

Т. А. Арташкина
Дальневосточный федеральный университет.
Россия

Арташкина Тамара Андреевна –  доктор философских наук, доцент, профессор кафедры культурологии и искусствоведения.

690000, Приморский край, Владивосток, ул. Суханова, 8.



Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федерал. закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ (ред. от 29.07.2017) // КонсультантПлюс. URL: http:// consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.10.2017).

2. Полат Е. С. Основные тенденции развития систем образования в мире [Электронный ресурс] // Библиотека учебной и научной литературы. URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/polat_otrsovm/ (дата обращения: 21.09.2017).

3. Арташкина Т. А. Генезис и структура целеполагания в системе деятельности высшей школы. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. 621 с.

4. Арташкина Т. А. Проблема целеполагания в системе деятельности высшей школы: социально-философский анализ. LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany, 2011. 399 p.

5. Арташкина Т. Образование в контексте культуры: Социокультурный механизм взаимодействия. Palmarium Academic Publishing, Germany, 2012. 565 p.

6. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. 464 с.

7. Моль А. Социодинамика культуры / пер. с фр. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 416 с.

8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социологического прогнозирования / пер. с англ. М.: Academia, 1999. 786 с.

9. Богуславский М.В., Неборский Е. В. Стратификация современной системы высшего образования: новые смыслы, потенциал и риски [Электронный ресурс] // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова; Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2017. Вып. 10. С. 172–181. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

10. Араб-Оглы Э. А. Постиндустриальное общество // Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв [и др.]. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 497–498.

11. Философия и методология науки. М.: SvR-Apryc, 1994. Ч. I. 304 с.

12. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: избранные труды. М.: Экономика, 2002. 765 с.

13. Львов Д. С. Эффективность управления техническим развитием. М.: Экономика, 1990. 255 с.

14. Глазьев С. Ю. Выбор будущего. М.: Алгоритм, 2005. 350 с.

15. Авербух В. М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 71. С. 159–166.

16. Каблов Е. Шестой технологический уклад: беседу ведет Б. Руденко [Электронный ресурс] // Наука и жизнь. 2017. № 10 (октябрь). URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/17800/ (дата обращения: 15.10.2017).

17. Кичева И. В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. 404 с.

18. Арташкина Т. А. Социокультурные аспекты Болонского процесса // Problems of Education in the 21st Century: Policy of Education in the Modern World. Scientific Methodical Center «Scientia Educologica», Lithuania, 2008. Vol. 8. P . 162–172.

19. Коротаева Ю. А. Самопрезентация классических университетов стран АТР в интернет-пространстве (по материалам англоязычных страниц официальных сайтов университетов APRU): выпускная квалификационная работа по образовательной программе подготовки специалистов по специальности 031401.65 «Культурология» / науч. руководитель Т. А. Арташкина; Дальневост. федерал. ун-т. Владивосток, 2017. 117 с.

20. Times Higher Education: Рейтинг лучших университетов мира 2016–2017 [Электронный ресурс] // Гуманитарные технологии: Аналитический портал. URL: http://gtmarket.ru/news/2016/09/22/7303 (дата обращения: 23.09.2017).

21. Рейтинги вузов 2016 [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство Эксперт РА. URL: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2016 (дата обращения: 23.09.2017).

22. Рейтинг лучших вузов России – 2017 [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство Эксперт РА. URL: http://raexpert.ru/project/vuz_rating/2017/ranking (дата обращения: 23.09.2017).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Арташкина Т.А. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Профессиональное образование в современном мире. 2018;8(2):1750-1760. https://doi.org/10.15372/PEMW20180202

For citation: Artashkina T.A. SPECIAL MANAGEMENT OF RUSSIAN EDUCATION IN THE MODERN TIMES. Professional education in the modern world. 2018;8(2):1750-1760. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20180202

Просмотров: 98

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)