ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ОБ ИНКЛЮЗИИ


https://doi.org/10.15372/PEMW20170424

Полный текст:


Аннотация

В статье обсуждаются результаты исследования представлений педагогов образовательных учреждений об инклюзивном образовании и субъектах инклюзивного образовательного процесса. Рассматриваются проблемы, связанные с восприятием педагогами субъектов инклюзивного образования, а также их отношение к инклюзии как образовательной инновации. Затрагивается проблема готовности педагогов к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях. Авторами получены данные о фрагментарности, нечеткости, а нередко и противоречивости этих представлений, явном преобладании эмоционально-оценочного компонента, проявившегося в разделении педагогов на тех, кто высказался «за» инклюзию и тех, кто выступил «против». Несмотря на то что в отношении инклюзии учителя высказывали разные, подчас противоположные суждения, негативные переживания по поводу изменений образовательного процесса в случае реализации инклюзивного образования характерны для всех педагогов. В сознании большей части педагогов инклюзия оказалась представлена как процесс нецелесообразный (на данном этапе развития системы образования в нашей стране), включающий в себя больше рисков, чем позитивных моментов, влекущий за собой снижение качества образовательного процесса, негативные изменения в отношениях между субъектами образовательного процесса. Полученные результаты свидетельствуют также об отсутствии у педагогов четкого представления о субъектах инклюзивного образовательного процесса. Они редко высказываются об инклюзии как о процессе, едином для всех его участников, что указывает на непонимание педагогами сути образовательной инновации: это проявилось не только в ярко проявившейся дихотомии «дети обычные – дети особые», «родители “особых” детей» – «родители обычных детей», но и в представлении об инклюзивном образовании как об инновации исключительно для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Об авторах

Е. А. Богомолова
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия

Богомолова Елена Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования 

248023, г. Калуга, Россия, ул. Степана Разина, д.26



М. Р. Арпентьева
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия

Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, профессор, старший научный сотрудник кафедры психологии развития и образования 

248023, г. Калуга, Россия, ул. Степана Разина, д. 22/48



Список литературы

1. Андронникова О.О. Образовательная интеграция и инклюзия: теоретические основы и перспективы // Вестник педагогических инноваций. 2014. № 1(33). С. 58–67.

2. Самородов В. И. Онтология болезни, или сквозь темные очки бытия // Философско-культурологический и социальный подход к проблеме исключительного ребенка: сб. науч. тр. Мурманск: МГПИ, 2001. Вып. II. С. 5–12.

3. Silver H. Social exclusion and social solidarity: three paradigms, International // Labour Review. 1994. Vol. 133, № 5–6. P. 531–578.

4. Соловей Р. Инклюзивное образование: методологический гид для учреждений общего начального и среднего образования. Кишинев: Keystone Moldova, 2014. 157 с.

5. Шеманов А. Ю., Попова Н. Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 74–82.

6. Шипицина Л. М. Психологические проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья // Реализация государственной политики в интересах детей с ОВЗ: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Кисловодск, 21–23 апреля 2010 г.). Ставрополь: СГУ, 2010. С. 69–71.

7. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5–16.

8. Арпентьева М. Р., Богомолова Е. А. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей: моногр. в форме эссе // Профессиональная библиотека работника социальной службы.– М.: Социальное обслуживание, 2016. № 12256.

9. Daniels H. Exclusion from school and its consequences // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 38–50.

10. Solovei R. Educaţie incluzivă. Chişinău: Keystone, 2013. 155 р.

11. Анализ мировой практики успешного внедрения принципов инклюзивного подхода в обучении по методологическому и научно-методическому сопровождению инклюзивного образования: метод. реком. Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2015. 160 с.

12. Астоянц М. С., Россихина И. Г. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 12. С. 51–58.

13. Боровикова И. В. Нормоцентризм, социальная интеграция и социальная инклюзия инвалидов // Общество: философия, история, культура. 2016. № 2. С. 27–29.

14. Голиков Н. А. Дети-инвалиды: инвалидизация, интеграция, инклюзия // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 16–19.

15. Минигалиева М. Р. Практическая подготовка психосоциального работника. Ростов на/Д: Феникс, 2008. 508 с.

16. Шевырева Е. Г., Карпенко А. О., Архипова А. Ю. На рубеже веков: инклюзия через всю жизнь // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 48. С. 50–55.

17. Федеральный Закон от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). М.: ГД РФ, 2012. 404 с.

18. Giangreco M. F., & Putnam J. W. Supporting the education of students with severe disabilities in regular education environments // Critical issues in the lives of people with severe disabilities / L. H. Meyer, C. A. Peck, & L. Brown (Eds.). Baltimore: Paul H. Brookes Publishing Co, 1991. P. 245–270.

19. Johnsen B. H. A Curricular Approach to Inclusive Education. Some Thoughts concerning Practice Innovation and Research // Theory and Methodology in International Comparative Classroom Studies. Oslo: Cappelen Damm Akademisk, 2014. S. 133–181.

20. Johnsen B. H. Internasjonale prinsipper henimot inkluderende praksiser i skolen. Danmark: Cursiv publisher: Institut for Didaktik, Danmarks Pжdagogiske Universitetsskole, Aarhus Universitet, DK. S. 29–52.

21. Rimmerman A. Social Inclusion of People with Disabilities. National and International Perspectives. Cambridge, Cambridge University, 2014. 182 p.

22. Sailor W., Gee K., & Karasoff P. Full inclusion and school restructuring // Instruction of students with severe disabilities / M. E. Snell (Ed.). New York: Charles Merril, 1993. P. 1–30.

23. Богомолова Е. А., Подольская И. А., Спиженкова М. А. Инклюзивное образование: особенности отношения учителей к инновации // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященная 20-летию факультета психологии КГУ им. К. Э. Циолковского. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2013. С. 247–252.

24. Ибрашим Л., Панаитова С. Первые шаги на пути к инклюзии: метод. пособие для учителей. Комрат: Агентство междунар. развития США (USAID), Консолидация гражд. общ-ва в Молдове (MCSSP), 2011. 116 с.

25. Befring E. Spesialpedagogikk: historisk framvekst, ansvarsoppgaver, forstеelsesmеter og nye perspektiver // Spesialpedagogikk / I Befring, E. & Tangen, R. (red.). Oslo: Cappelens Forlag as., 2012. S. 33–57.

26. Forest M., & Lusthaus E. Everyone belongs with MM’S action planning system // Teaching Exceptional Children. 1990. Vol. 22. P. 32–35.

27. Hayes J., Cara A. Evaluarea la mijloc de termen a rezultatelor proiectului Dezvoltarea şi promovarea educaţiei inclusive. Chişinău, Lumos Foundation Moldova, 2013. 120 р.

28. Спиженкова М. А. Особенности отношения педагогов дошкольного образования к инклюзии // Социально-психологическое сопровождение инклюзивного образования: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015.

29. Befring E. Forskningsmetoder i utdanningsvitenskap. Oslo: Cappelen Damm Akademisk. 2015.

30. Афонькина Ю. А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11(55). С. 149–162.– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-inklyuziya-lits-sinvalidnostyu-i-problema-chelovecheskogo-dostoinstva (дата обращения: 27.07.2017).

31. Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя // Дефектология. 2011. № 4. С. 3–10.

32. Ореховская Н. А. Инклюзия – путь к толерантности и равным возможностям // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. № 4(24). С. 38–41.

33. Reindal S. M. & Hausstätter, R. S. Spesialpedagogikk og etikk: kollektivt ansvar og individuelle rettigheter. Kristiansand, Lillehammer: Hшyskoleforlaget, 2010. Р. 3–87.

34. Reindal S. M. Spesialpedagogikk: Etiske problemstillinger og teorier // Spesialpedagogikk / Befring, E. & Tangen, R. (red.). Oslo: Cappelen Akademisk, 2012. S. 92–106.

35. Stubbins J. The politics of disability // Attitudes toward persons with disabilities / Ed. H. Yuker. N.Y.: Springer, 1988. 480 р.

36. Utenfor regelen. Spesialpedagogikk i historisk perspektiv / E. Simonsen, B. H. Johnsen (red.). Oslo: Unipub forlag, 2007. 278 s.

37. Winzer M. A. From Integration to Inclusion. A History of Education in the 20th Century. Washington: Gallaudet University, 2009. 305 р.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Богомолова Е.А., Арпентьева М.Р. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ОБ ИНКЛЮЗИИ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(4):1516-1524. https://doi.org/10.15372/PEMW20170424

For citation: Bogomolova E.А., Arpentieva M.R. INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA: THE RESEARCH EXPERIENCE OF TEACHERS ABOUTON INCLUSION. Professional education in the modern world. 2017;7(4):1516-1524. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170424

Просмотров: 349

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)