КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ


https://doi.org/10.15372/PEMW20170421

Полный текст:




Аннотация

Проблема обеспечения релевантности образовательных процессов социально-экономическим и культурным потребностям общества стала серьезным вызовом для традиционных подходов в высшей школе. Высшее профессиональное образование уже не может оставаться в состоянии значительного отрыва от потребностей рынка труда и изменений в системах коммуникаций в обществе в целом. Одним из условий эффективного функционирования системы является сбалансированность интересов субъектов образовательного процесса в диверсифицированной инновационной среде с новым типом отношений между участниками. Ориентация на результаты обучения при разработке, реализации и оценке качества образовательных программ предполагает смену парадигмы образовательного процесса как системы. Поэтому необходимо осознание многоаспектности компетентностного подхода, на основе которого планируется обеспечить улучшение функционирования системы высшей школы и рост качества профессиональной подготовки выпускников. Модернизация российского образования в соответствии с этими требованиями увеличивает значимость ориентации на процесс саморазвития и реализации личностного потенциала преподавателей – в профессиональной, студентов – в учебной деятельности, но с такой формой организации учебной работы, которая по целям, содержанию, требованиям к получаемым результатам приближена к будущей профессиональной деятельности. В данной статье раскрываются особенности компетентностной парадигмы развития современной высшей школы; обоснованы сущностные изменения, происходящие в целях, принципах, содержании, формах и методах обучения и оценки его качества; исследованы факторы, обусловленные усилением значимости самоактуализации личности, определяющей подход к всестороннему развитию потенциала человека и его успешной подготовке к профессиональной деятельности.


Об авторах

В. Н. Бабин
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет»
Россия

Бабин Владислав Николаевич – кандидат технических наук, доцент, проректор по учебной работе 

630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 160



Ю. В. Бабина
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет»
Россия

Бабина Юлия Васильевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры дистанционных и комбинированных образовательных технологий 

630039? Новосибирск, ул. Никитина, 155



Список литературы

1. Декларация о Европейском пространстве для высшего образования. Болонский процесс. 1999 [Электронный ресурс]. URL: http://www.bologna.ntf.ru/p13aa1.html (дата обращения: 17.10.2017).

2. Паспорт Государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы». [Электронный ресурс]. – URL: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/2 (дата обращения: 19.10.2017).

3. Турбовской Я.С. Кризис образования: поиск системного решения // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 1. С. 171–180. DOI: 10.15372/PEMW20160128

4. Бурмистрова Н.А. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в контексте эволюции образовательных парадигм // Проблемы и перспективы развития математического и экономического образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тара: Изд-во А.А. Аскаленко, 2010. С. 6–10.

5. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19–27.

6. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 17.10.2017).

7. Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. Ч. 5. О взаимосвязи деятельности по управлению качеством в вузах и стандартов серии ИСО 9000 // Стандарты и качество. 2000. № 10. С. 96–100.

8. Мищенко Е.С., Пономарев С.В., Мищенко С.В. Прикладные аспекты систем менеджмента качества в учреждениях высшего образования: моногр. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2016. 208 с.

9. Авраамов Ю.С., Калашников Н.П., Рудченко А.Д., Сорокина-Исполатова Т.В., Хохлов Н.Г. Независимая общественно-профессиональная аккредитация: повышение качества и конкурентоспособности российского образования // Вопросы образования. 2007. № 2. С 56–67.

10. Черных С.И., Паршиков В.И. Корпоративное образование в России // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т 6, № 2. С. 236–241. DOI: 10.15372/PEMW20160206

11. Электронная версия интерактивной карты «Образование-2030» [Электронный ресурс]. URL: http://asi.ru/news/14770/ (дата обращения: 20.10.2017).

12. Витченко О.В., Козырева Е.А. Кластерная модель современного регионального университетского комплекса в условиях диверсификации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26689 (дата обращения: 17.10.2017).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бабин В.Н., Бабина Ю.В. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(4):1489-1497. https://doi.org/10.15372/PEMW20170421

For citation: Babin V.N., Babina J.V. THE QUALITY OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF COMPETENCE-BASED PARADIGM OF HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT. Professional education in the modern world. 2017;7(4):1489-1497. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170421

Просмотров: 337

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)