РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ: РЕТРОСПЕКТИВА, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ


https://doi.org/10.15372/PEMW20170408

Полный текст:


Аннотация

Рассмотрена ретроспектива развития отраслевого аграрного образования в дореформенный период. Определены особенности аграрного образования, связанные с обеспечивающей инфраструктурой процесса обучения и проведения научных исследований. Проанализировано современное состояние системы высшего аграрного образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, которая включает 54 вуза. Выявлены проблемы и ограничения функционирования отечественных аграрных вузов: низкое качество приема абитуриентов; низкий уровень финансирования деятельности аграрных вузов; разобщенность системы высшего и среднего профессионального аграрного образования; слабые интеграционные связи с научно-исследовательскими институтами и предприятиями отрасли; недостаточный уровень развития научно-исследовательской работы; неэффективное использование земельных ресурсов, закрепленных за аграрными вузами; слабая материально-техническая база для практической подготовки студентов. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса в значительной мере зависит от кадрового состояния. При этом уровень образования руководителей сельскохозяйственных организаций и хозяйств за 2006–2016 гг. повысился незначительно, а уровень образования постоянных работников сельскохозяйственных организаций находится на крайне низком уровне: в 2016 г. высшее сельскохозяйственное имел только каждый пятнадцатый работник. Современные институциональные изменения, происходящие в сельском хозяйстве, требуют модернизации аграрного образования.


Об авторе

Е. В. Рудой
ФГБОУ «Новосибирский государственный аграрный университет»
Россия

Рудой Евгений Владимирович – проректор по научной работе, доктор экономических наук, профессор 

Новосибирск



Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26 декабря 2012 г. № 273.– URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.07.2017).

2. Виссема Й. Г. Университет третьего поколения. М.: Олимп-Бизнес, 2009. 480 с.

3. Ruegg W. A History of the University in Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. Vol. 3. Chapter 1.

4. Ушаков Г. И., Шуруев A. C. Планирование и финансирование подготовки специалистов. М.: Экономика, 1980. 168 с.

5. Johnson M. Historical Legacies of Soviet Higher Education and the Transformation of Higher Education Systems in Post-Soviet Russia and Eurasia // Emerald Group Publishing Limited. 2008. P. 159–176.

6. Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–69.

7. Проект стратегии развития аграрного образования в Российской Федерации до 2020 г. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 97 с.

8. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. Подготовка кадров для АПК: организационно-экономический механизм // Аграрный вестник Урала. 2015. № 6. С. 70–73.

9. Гаязова Л. А., Мелентьева О. С. Организация многоуровневого сотрудничества между аграрными высшими учебными заведениями и предприятиями АПК: метод. реком. М.: Росинформагротех, 2016. 52 с.

10. Ефимова Л. А. Развитие человеческого капитала: кадровое обеспечение сельского хозяйства России // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 2. С. 43–48.

11. Козлов В. В. Ключевые моменты стратегии развития аграрных вузов Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 10. С. 60–65.

12. Смирнов П. Н., Джупина С. И. О подготовке кадров в аграрных вузах: взгляд снизу // Инновации и продовольственная безопасность. 2015. № 1. С. 50–53.

13. Смирнова В. А. Казахстанский опыт реформирования высшего образования // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 268–279.

14. Ахапкина Е. Н., Крохмаль Л. А. К проблеме развития аграрного образования в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 2–1 (22). С. 129–136.

15. Аванесов В. С. Стратегия развития российского образования в XXI веке [Электронный ресурс].– URL: http://viperson.ru/wind.php (дата обращения: 18.07.2017).

16. Власов С. Д. Проблемы развития современного аграрного профессионального образования // Информационная безопасность регионов. 2013. № 1(12). С. 83–87.

17. Григорьева И. В. О некоторых проблемах и путях интеграции сельскохозяйственного вуза и агробизнеса // Вестник АПК Верхневолжья. 2015. № 2. С. 90–94.

18. Коршунова Л. Аграрное образование: проблемы и перспективы // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 1. С. 33–37.

19. Можаев Е. Е. К вопросу о проблемах и путях развития аграрного образования // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2014. № 1–3. С. 9–13.

20. Нечаев В. И. Проблемы аграрного образования в России // АПК: экономика, управление. 2015. № 3. С. 26–32.

21. Силайчев П. А. Современные проблемы структуры высшего аграрного образования // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2011. № 3. С. 71–75.

22. Ушачев И., Ереемеев, В., Жуков Н. Сельскохозяйственные кадры: дефицит при избытке // АПК: экономика, управление. 2017. № 2. С. 15–25.

23. Стратегия развития аграрного образования Томской области на основе создания новой модели структуры агрообразования в регионе / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Новосибирск: Золотой колос, 2015. 35 с.

24. Доктрина продовольственной безопасности РФ [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.– URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.07.2017).

25. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717.– URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.07.2017).

26. Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: приказ Министерства сельского хозяйства Российского Федерации от 12 января 2017 г. № 3.– URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.07.2017).

27. Шевхужев А. Ф., Арова О. З. Перспективные направления развития аграрных вузов в России // Фундаментальные исследования. 2013. № 8–6. С. 1455–1460.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рудой Е.В. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ: РЕТРОСПЕКТИВА, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(4):1388-1400. https://doi.org/10.15372/PEMW20170408

For citation: Rudoy E.V. DEVELOPMENT OF NATIONAL BRANCH-WISE EDUCATION IN AGRICULTURE: BACKGROUND, CURRENT SITUATION AND KEY PROBLEMS. Professional education in the modern world. 2017;7(4):1388-1400. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170408

Просмотров: 135

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)