СИСТЕМНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОСТИ С ПОЗИЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ОБРАЗОВАНИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20170406

Полный текст:


Аннотация

В статье обосновывается роль диалектической и системной методологии в исследовании закономерностей взаимодействия человека (элемента социосистемы) и общества (макросоциосистемы) при анализе категорий и реальностей: свободы и необходимости, социальной свободы и социальной необходимости, свободы и ответственности, прав и обязанностей социальных субъектов. Отмечаются три основных типа системно-диалектических отношений элемента и системы: 1) максимизация потенциальных взаимодействий элементов в системе и минимизация кинетических взаимодействий элементов (жесткий, стагнирующий тип системы); 2) относительный баланс потенциальных и кинетических взаимодействий элементов в системе, что в целом делает систему наиболее активной (лабильный саморазвивающийся тип системы); 3) минимизация потенциальных взаимодействий элементов в системе и максимизация кинетических взаимодействий элементов (ослабленный, саморазрушающийся тип системы). В условиях современной глобальной переходности общества и высокой динамики социальных отношений могут проявляться все отмеченные типы отношений элемента и системы, человека и общества. Применение данных закономерностей к социосистемам с учетом фактора сознания и практически преобразующей деятельности субъектов приводит к разным типам социальной организации, к специфике организации образования, права и управления в разных государствах современного глобализирующегося мира. Соответственно, это стагнирующая, творческая и анархическая формы образования в разных социокультурных системах современного мира. В России необходимо формировать образовательную стратегию на собственной социокультурной основе.


Об авторах

В. И. Паршиков
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет»
Россия

Паршиков Владимир Иванович – доктор философских наук, профессор, проректор – директор ИДПО ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный университет»; Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ. 

Новосибирск



Ю. В. Табакаев
ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет»
Россия

Табакаев Юрий Васильевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и правоведения 

Горно-Алтайск



Н. Н. Краснова
ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет»
Россия

Краснова Наталья Николаевна – соискатель 

Горно-Алтайск



К. А. Кузьменко
ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет»
Россия

Кузьменко Константин Анатольевич – соискатель 

Горно-Алтайск



Список литературы

1. Халев В. В., Паршиков В. И., Ушакова Е. В. Переходность в системе социально-природного существования: философско-методологический анализ. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. 232 с.

2. Категории диалектики как ступени познания / под ред. А. П. Шептулина. М.: Наука, 1971. 254 с.

3. Материалистическая диалектика как общая теория развития. Проблема развития в современных науках / под рук. и общ. ред. Л. Ф. Ильичева. М.: Наука, 1983. 477 с.

4. Материалистическая диалектика: в 5 т. / под общ. ред. Ф. В. Константинова, В. Г. Марахова. М.: Мысль, 1981–1985.

5. Широканов Д. И. Взаимосвязь категорий диалектики. Мн: Наука и техника, 1969. 250 с.

6. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука: в 2 кн. М.: Экономика, 1989. Кн. 1. 303 с. Кн. 2. 350 с.

7. Аверьянов А. Н. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. 188 с.

8. Алтухов В. Л. Смена парадигм и формирование новой методологии: Попытка обзора дискуссий // Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 88–100.

9. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.

10. Урманцев Ю. А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993. № 4. С. 57–83.

11. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Универсальный эволюционизм: информационно-синергетический подход и общенаучные принципы // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С. 278–294.

12. Ушакова Е. В. Типология активных систем и некоторые аспекты социальной оптимологии // Интеллектуальный потенциал ученых России: тр. Сибирского института знаниеведения. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2004. Вып. 3. С. 8–12.

13. Паршиков В. И., Табакаев Ю. В., Краснова Н. Н., Кузьменко К. А. Трансформация права и прав человека в обществе и в юридическом образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2017. № 3. С. 1156–1162.

14. Сорокин В. В. Юридическая глобалистика. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 916 с.

15. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Междунар. отношения, 1999. 256 с.

16. Ханна П. Второй мир // Центр исследований постиндустриального общества. М.: Европа, 2010. 616 с.

17. Яценко М.П. Глобализация как форма организации исторического процесса: сущность и проблемы // Профессиональное образование в современном мире. 2011. № 1. С. 53–59.

18. Наливайко Н. В., Паршиков В. И. Профессиональное образование в современном мире: концептуальное осмысление тенденций развития // Профессиональное образование в современном мире. 2011. № 1. С. 4–10.

19. Паршиков В. И., Черных С. И. Глобализация мультикультурного мира и образование: методологические аспекты взаимосвязи // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 4. С. 4–17.

20. Кулипанова Н. В., Наливайко Н. В., Орлова Н. П., Ушакова Е. В. Многообразие современных социальных систем и стратегий глобализирующегося образования // Философия образования. 2012. № 5. С. 180–187.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Паршиков В.И., Табакаев Ю.В., Краснова Н.Н., Кузьменко К.А. СИСТЕМНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОСТИ С ПОЗИЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ОБРАЗОВАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(4):1373-1379. https://doi.org/10.15372/PEMW20170406

For citation: Parshikov V.I., Tabakaev I.V., Krasnova N.N., Kuzmenko K.А. SYSTEM-DIALECTICAL ANALYSIS OF HUMAN AND SOCIETY RELATIONS IN CONDITIONS OF TRANSITION FROM MANAGEMENT, RIGHTS AND EDUCATION. Professional education in the modern world. 2017;7(4):1373-1379. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170406

Просмотров: 63

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)