УПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ПРЕДДВЕРИИ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20170404

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматриваются приоритеты управления образованием в контексте пере хода России на новую стадию развития, именуемую обществом знания (постиндустриальным, постпроизводительным, постэкономическим). Для определения этих приоритетов применяется комбинированная методология: мирсистемный подход И. Валлерстайна, концепции «общества знания» и «сетевого общества». На основе анализа объективных тенденций социокультурного развития утверждается, что управление образованием должно быть нацелено на формирование субъекта транзиции, который будет обладать постматериалистической мотивацией (homo creator’а). Автор негативно оценивает принятую во многих развитых странах концепцию «нового государственного менеджмента», поскольку она репродуцирует общество прошлого (индустриальное, экономическое). Россия же нуждается в стратегии опережающего развития, результатом и субъектом которой является человек, чьими ценностями выступают «свобода», «справедливость», «солидарность», «творчество». Утверждается, что для того чтобы отечественное образование сумело выполнить свою миссию по обеспечению перехода России к обществу знания, оно должно иметь: 1) ясный образ желаемого будущего, стратегию выращивания субъекта, руководствующегося пост(не)материалистическими мотивами, 3) финансирование, достаточное для привлечения молодых научно-педагогических кадров, 4) программу развития инновационной педагогической деятельности, сетевого образования, поддержки университетов. Принять эти приоритеты– значит отказаться от представления об образовании как о сфере услуг, идущем вразрез с гуманистическим предназначением образования и порождающем коррупцию.


Об авторе

С. Г. Новиков
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Россия

Новиков Сергей Геннадьевич – доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Волгоградская консерватория им. П.А. Серебрякова 

400131 г. Волгоград, ул. Мира, 5а



Список литературы

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1998.

2. Drucker Р. The Age of Discontinuity, Guidelines to our changing society. New York: Harper Row, 1969.

3. Иноземцев В.Л. К теории постэкономической общественной формации. М.: Таурус; Век, 1995. 332 с.

4. Черных С. И. Образовательное пространство в условиях информатизации общества: моногр. Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2011. 254 с.

5. Бехманн Г. Общество знания – трансформация современных обществ // Концепция «общества знания» в современной социальной теории: сб. науч. тр. М., 2010. С. 39–65.

6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Издво ГУ ВШЭ, 2000.

7. Российский статистический ежегодник. 2016: стат. сб. М., 2016.

8. Федеральный закон от 19.12.2016 N415ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» [Электронный ресурс].– URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209150/d95616d13c270c6771d10e705b7a26e328735934/(дата обращения: 10.07.2017).

9. Бюллетень о сфере образования. Сентябрь 2016. Вып. 9. М.: Аналит. центр при Правительстве Российской Федерации, 2016.

10. Народонаселение современной России: воспроизводство и развитие / под ред. проф. В.В. Локосова М.: ЭконИнформ, 2015. 411 с.

11. Затраты на науку в России и ведущих странах мира [Электронный ресурс] – URL: http://polit.ru/article/2016/09/21/nauka/ (дата обращения: 10.07.2017).

12. Россия и страны мира. 2016: стат. сб. / Росстат. M., 2016.

13. Иноземцев В. Л. Наука, личность и общество в постиндустриальной действительности // Российский химический журнал. 1999. Том XLIII, № 6. С. 13–32.

14. Новиков С. Г. Целеполагание российского образования в контексте стратегии опережающего раз вития // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 1. С. 748–754.

15. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: АСТ; АСТ Москва, 2006. 624 с.

16. Фрэнк Д. Дж., Майер Дж. Экспансия университетов и общество знания // Концепция «общества знания» в современной социальной теории: сб. науч. тр. М., 2010. С. 213–218.

17. Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» [Электронный ресурс].– URL: http://docplayer.ru/31472020Pasportprioritetnogoproektavuzykakcentryprostranstvasozdaniyainnovaciy1osnovnyepolozheniyaproekta.html (дата обращения: 10.07.2017).

18. Кастельс М. Коммуникация, власть и контрвласть в сетевом обществе // Концепция «общества знания» в современной социальной теории: сб. науч. тр. М., 2010. С. 227–232.

19. Черных С. И. Идентификация образовательного субъекта в условиях современного образовательного пространства // Философия образования. 2012. № 1(40). С. 134–140.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Новиков С.Г. УПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ПРЕДДВЕРИИ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(4):1357-1363. https://doi.org/10.15372/PEMW20170404

For citation: Novikov S.G. MANAGEMENT OF THE RUSSIAN EDUCATION BEFORE THE THRESHOLD OF THE KNOWLEDGE SOCIETY. Professional education in the modern world. 2017;7(4):1357-1363. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170404

Просмотров: 262

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)