АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20170322

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается проблема выбора выпускниками школ будущей профессии с учетом их способностей, реальных и перспективных возможностей. Несмотря на то что профессии в области искусства в настоящее время престижны и востребованы на рынке труда, при выборе будущего профессионального пути большинство старшеклассников стремится реализовать потребности в получении профессионального образования в других сферах деятельности. Данный аспект обусловлен причинами как личностного, так и общественного характера, спецификой художественного образования, требующей определенного уровня художественнотворческих способностей и практических умений и навыков в изобразительной деятельности, а также психофизиологическими особенностями юношеского возраста. Активизация выбора профессии в области искусства выдвигает новые требования к профессиональному ориентированию старшеклассников. В этом контексте приоритетное направление приобретает профильное художественное обучение, реализуемое в условиях взаимодействия образовательных учреждений (школа – вуз). Использование образовательных ресурсов учреждений высшего образования способствуют адаптации учащихся к образовательной среде вуза, позволяет оценить уровень необходимых знаний, умений и навыков на примере работ студентов и создает благоприятные условия для профессионального самоопределения школьников. В рамках профильного обучения может реализовываться и подготовка к экзаменационным творческим испытаниям по профилирующим предметам, в частности по рисунку, который является основополагающим во всех учебных учреждениях, осуществляющих прием абитуриентов по художественным специальностям. В статье характеризуется комплекс специальных задач, направленных на приобретение и развитие у учащихся знаний, умений и навыков в выполнении экзаменационного рисунка. Рассматриваются педагогические условия, способствующие формированию профессионального самоопределения абитуриентов.

Об авторах

Л. В. Шокорова
Алтайский государственный университет.
Россия

 кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства.

656099, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Интернациональная, 135.



Н. Е.  Киселева
Алтайский государственный университет.
Россия

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства.

656099, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Интернациональная, 135.



О. А.  Бацына
Алтайский государственный университет.
Россия

старший преподаватель кафедры истории отечественного и зарубежного искусства.

656099, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Интернациональная, 135.



Список литературы

1. Ющенко Н. С. Личность и профессия: к проблеме совершенствования профессиональной подготовки современного эстрадного вокалиста // Ученые записки Российского государственного социального университета. № 2. Том 1. 2013. – С. 137–139.

2. Горбачева Е. Ю. Особенности предпрофильной подготовки как компонента профильного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – Новосибирск: СибАК, 2011. – С. 112–116.

3. Вертохина А.В., Самакаева М. Ю. Педагогические условия активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы. ФГБОУ ВПО «Уральский гос. пед. университет». – Екатеринбург, 2013. – 174 с.

4. Шаг во взрослую жизнь: профессиональное самоопределение школьников. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений по работе с учащимися. – Екатеринбург. 2011. – 67 с.

5. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

6. Шавир П. А. Психология профессионального определения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1981. – 96 с.

7. Об утверждении профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования РФ от 18.07.2002. № 27831) // Методист. 2003. № 1. – С. 57.

8. Ilinskaya Y. A. Teoretiko-metodologicheskie podhody k izucheniju ponjatija «dopolnitel’noe nepreryvnoe obrazovanie» [Theoretical and methodological approaches to the study of the concept of «additional continuing education»]. Proceedings of South Federal University, № 4, 2014. Pp. 43–53.

9. Arnove R. F. Comparative and international education society (CIES) facing the twenty-first century: challenges and contributions // Comparative Education Review. – 2001. -Vol. 45. – № 4. – P. 477–503.

10. Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве. – Барнаул: Изд-во АлтГУ. 2016. – 118 с.

11. Королев В. А. Учебный рисунок. – М.: Изобразительное искусство, 1981. – 128 с.

12. Медведев Л. Г. Академический рисунок в процессе художественного образования. – Омск: Изд. дом «Наука», 2008. – 290 с.

13. Шокорова Л.В., Киселева Н. Е. Декоративная композиция как средство развития креативного мышления дизайнеров // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Изд-во «Грамота», 2014. 9 (47). – С. 203–205.

14. Бацына О.А. В объективе – воплощенная идея художников-стилистов факультета искусств АлтГу // Культурное наследие Сибири. – Барнаул. 2014. № 16. – С. 235–239.

15. Михневич С. Н. Самоорганизация студентов–первокурсников в период адаптации к обучению в вузе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – Новосибирск: СибАК, 2012. – С. 82–94.

16. Неволина В. В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации в студенческом возрасте // Научное сообщество XXI столетия. Гуманитарные науки. – Новосибирск: Изд. «СибАК, 2013. – С. 242–246.

17. Меньшенина И. С. Профессиональная направленность абитуриентов на занятиях по рисунку // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – Вып. 3. С. 113–115.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Шокорова Л.В.,  Киселева Н.Е.,  Бацына О.А. АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(3):1293-1300. https://doi.org/10.15372/PEMW20170322

For citation: Shokorova L.V., Kiseleva N.E., Batsyna O.A. FOSTERING OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS IN THE CONDITIONS OF ART EDUCATION. Professional education in the modern world. 2017;7(3):1293-1300. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170322

Просмотров: 116

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)