КАЧЕСТВО ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА


https://doi.org/10.15372/PEMW20170316

Полный текст:


Аннотация

Согласно Болонской декларации качество образования рассматривается как основа конкурентоспособности образовательной системы. Идея непрерывного образования, трансформированная сегодня в единую концепцию транснационального образования актуализирует в этой связи проблему обеспечения качества довузовского образования как элемента триады «довузовское – вузовское – послевузовское». Согласно авторской точке зрения в создавшейся ситуации образовательного «разлома» непрерывности между российскими школами и зарубежными вузами, угрожающей утратой конкурентоспособности в международном образовательном пространстве, миссию подготовки абитуриента, конкурентоспособного на мировом рынке, должно возложить на себя университетское довузовское образование, синтезирующее возможности формального, неформального и информального образования. Осознание концептуальных основ модернизации университетского довузовского образовательного пространства, реализация инновационных образовательных стратегий, введение в дополнительные общеразвивающие программы инновационного содержания, изменение технологий обучения обеспечат повышение востребованности реализуемых довузовских образовательных программ и конкурентоспособности выпускников структур довузовской подготовки университета. В аннотируемой статье представлена интегративная модель довузовского образования «Университетский лицей» как базовое, фундаментальное ядро в структуре непрерывного образования опорного университета, объединяющая ресурсы и научно-образовательный потенциал общего, профессионального и дополнительного образования региона. Описанная модель не ограничена задачами профессионального самоопределения и профориентационной деятельности, то есть предпрофессиональным развитием, нацелена на формирование надпрофессиональных качеств и обеспечение перехода от предметной к профильной (метапредметной) реализации содержания довузовского образования. Результатом ее апробации в образовательном процессе стало повышение качества довузовского образования обучающихся, обеспечение непрерывности и преемственности образовательной подготовки в вузе и повышение качества приема в университет, что коррелирует с уровнем конкурентоспособности студентов университета.

Об авторе

Ю. В.  Гришина
Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева.
Россия

кандидат педагогических наук, директор Центра углубленной профильной подготовки учащихся «Университетский лицей».

г. Орел, ул. Комсомольская, 95.



Список литературы

1. Adler A. Social interest: A challenge to mankind. N.Y.: Capricorn Books, 1964.

2. Алберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. СПб.: Академ. проект, 1998. 190 с.

3. Джеймс М. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт-упражнениями / под ред. Л. A. Петровской. М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993. 336 с.

4. Maslow A. Motivasion and personality. N.Y., 1970.

5. Rogers С. Freedom to learn for the 80-s. Toronto; London; Sydney, 1983. 307 р.

6. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Мн, 1992. 128 с.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла / под ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

8. Воскобойникова М., Пугачева Н. Б., Чепурышкин И. П. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2008. № 5. С. 139–143.

9. Горский В. А., Кожеваткин В. М. Конкурентоспособность образовательных услуг: приглашение к дискуссии // Дополнительное образование. 2003. № 9. С. 34–39.

10. Данакин Н.С., Шутенко А. И. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15869 (дата обращения: 01.06.2017).

11. Черных С. И., Паршиков В. И., Панарин В. И. Конкурентоспособность российского образования на мировом рынке образовательных услуг // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 3(14). С. 22–31.

12. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 37–38.

13. Шаповалов В. И. Конкурентоспособность учащегося в системе педагогического менеджмента // Вестник СГУТиКД. 2012. № 2(20). С. 116–119.

14. Шаповалов В. И. Формирование конкурентоспособной личности в условиях школьного дополнительного образования: моногр. / под науч. ред. Ю. С. Тюнникова. Сочи: СГУТиКД, 2008. 190 с.

15. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.

16. Лурье Л.И., Лурье М. Л. Сможет ли довузовское образование проложить России путь в Болонский процесс? Ч. 2: Какой нашему образованию прок от конвергенции российской и европейской моделей // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 11. С. 56–60.

17. Лурье Л. И. Высшее образование в России: от незавершенного среднего до нормативно-регламентированного научного. Ч. 1: Довузовское образование: манящие перспективы – несбывшиеся надежды // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 4. С. 45–50.

18. Лурье Л.И., Лурье М. Л. Сможет ли довузовское образование проложить России путь в Болонский процесс? Ч. 1: Специалист будущего – это человек культуры // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 10. С. 52–56.

19. Турбовской Я. С. Кризис образования: поиск системного решения // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 1. С. 171–180. DOI: 10.15372/PEMW20160128

20. Хуторской А.В. 12 ошибок ФГОС [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия. URL: http://khutorskoy.ru/be/2016/0410/ (дата обращения: 10.04.2016).

21. Черных А. И. Становление и развитие региональной системы довузовской подготовки в условиях экономической трансформации общества: на примере Краснодарского края: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ульяновск, 2008. 54 с.

22. Рождение персонального образования: от Концепции развития дополнительного образования детей – к воплощению в жизнь / под ред. И. В. Абанкиной, С. Г. Косарецкого, И. Н. Поповой. М.: Фед. ин-т развития образования, 2015. 129 с.

23. Черных С.И. О стратегии развития образования: заметки заинтересованного лица // Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2016. С. 78–80.

24. Гришина Ю. В. Довузовское образование в категориально-понятийном аппарате педагогики // Образование и общество. 2016. № 3(98). С. 49–53.

25. Инновационные технологии довузовского образования: моногр. / колл. авт.; под ред. Е. Н. Пузанковой. Орел: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2014. 204 с.

26. Кошеутова О. Л., Абрамова М. А. Реализация принципа преемственности в условиях стандартизации образования (на примере архитектурно-художественного образования) // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 2. С. 275–281. DOI: 10.15372/PEMW20160212

27. Гришина Ю. В. Специфика довузовского компонента непрерывного образования: опыт определения и реализации // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 1(17). DOI: 10.15393/j5.art.2017.3406

28. Гришина Ю. В. «Университетский лицей» как интегративная модель довузовского образования в опорном университете // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 2. С. 230–246. DOI: 10.15507/1991– 9468.087.021.201702.230–246

29. Лукашенко М. А. «Коокуренция» на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 47–56.

30. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство: моногр. М.: МАКС Пресс, 2014. 100 с.

31. Гришина Ю. В. Качество довузовского образования: сущностно-содержательная характеристика понятия [Электронный ресурс] // Современное образование. 2017. № 1. С. 47–57. DOI: 10.7256/2409– 8736.2017.1.19049. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_19049.html (дата обращения: 10.04.2017)

32. Фомина С. Н. Интегративный подход к профессиональной подготовке в вузе специалистов по работе с молодежью: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2015. 39 с.

33. Непрерывное образование учителя: теория и практика: колл. моногр. / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко, Е. И. Сахарчук. Волгоград: Принт, 2016. 360 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования:  Гришина Ю.В. КАЧЕСТВО ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(3):1253-1262. https://doi.org/10.15372/PEMW20170316

For citation: Grishina I.V. QUALITY OF PRE-UNIVERSITY EDUCATION AS A FACTOR OF STUDENTS’ COMPETITIVENESS. Professional education in the modern world. 2017;7(3):1253-1262. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170316

Просмотров: 66

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)