О ВКЛЮЧЕНИИ ЦЕНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20170315

Полный текст:




Аннотация

Многие реальные системы объективного мира, как материальные, так и социальные, состоят из объектов с гиперболическими ранговыми распределениями (ГРР), называемыми ценозами [1]. Ценология – учение о системахценозах, объекты которых при ранжировании в порядке убывания параметра образуют гиперболические ранговые распределения, являющимися негауссовыми распределениями. Распространение ценологических представлений в течение 40 лет свидетельствует об универсальности гиперболических ранговых распределений, их важности и значимости в системе научных знаний на методологическом и философском уровнях. Отсутствие ценологических знаний в содержании образования приводит к неадекватному восприятию мира учащимися и ошибочным воззрениям. Например, средняя зарплата граждан (региона, страны, предприятия и т. д.) представляется как показатель уровня доходов граждан. Однако, он таковым не является, так как распределение доходов населения не является Гауссовым. Введение системы ценологических знаний в содержание образования– важная и актуальная методологическая задача ближайшего будущего. В противном случае в сознании будущих специалистов формируется индивидуальная научная картина мира неполная и неадекватная.

Об авторе

Р. В.  Гурина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный университет».
Россия

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физических методов в прикладных исследованиях инженерно-физического факультета высоких технологий.

432017, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42.



Список литературы

1. Кудрин Б. И. Введение в технетику. Томск: Изд-во ТГУ, 1993.

2. Кудрин Б. И. Исследование технических систем как сообществ изделий-техноценозов // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1981. С. 236–254.

3. Zipf J. K. Human behaviour and the principle of least effort. Cambridge (Mass.): Addison-Wesley Pres, 1949, XI. 574 p.

4. Кудрин Б. И. Семнадцать лекций по общей и прикладной ценологии. 3-е изд. М.: Технетика, 2014.

5. Гурина Р. В. Ценологические исследования педагогических образовательных систем // Ползуновский вестник. 2004. № 3. С. 133–138.

6. Гурина Р. В. Метод рангового анализа и закон разнообразия в педагогике // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 3–4(46–47)–17. С. 111–122.

7. Гурина Р. В. Ранговый анализ образовательных систем (ценологический подход): метод. рекомендации для работников образования. М.: Технетика, 2006.

8. Гурина Р. В. О важности изучения гиперболических ранговых распределений // Школа будущего. 2014. № 3. С. 28–34.

9. Хайтун С. Д. Негауссовость социальных явлений на фоне универсальной эволюции // Общая и прикладная ценология. 2007. № 3. С. 12–23.

10. Зарплата по регионам [Электронный ресурс]. URL: http://www.opoccuu.com/zarplaty-po-regoinam-rf. htm. (дата обращения: 05.03.2017).

11. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике. М.: Наука, 1978.

12. Кох Р. Закон Парето или принцип 80/20 // Общая и прикладная ценология. 2007. № 4. С. 76–79.

13. Парето В. Компендиум по общей социологии. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 511 с.

14. Гурина Р. В., Шарипова К. В., Потапова М. В. О соотношении гиперболического рангового распределения и распределения Гаусса // Обшая и прикладная ценология. «Ценологические исследования». 2014. № 53. С. 296–303.

15. Гурина Р. В., Евсеев К. В., Шарипова Р. В. Гауссово распределение случайных величин как S-образное ранговое распределение // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 3–4. С. 435–438.


Дополнительные файлы

Для цитирования:  Гурина Р.В. О ВКЛЮЧЕНИИ ЦЕНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(3):1246-1252. https://doi.org/10.15372/PEMW20170315

For citation: Gurina R.V. ON INCLUSION OF CENOLOGICAL KNOWLEDGE IN EDUCATION. Professional education in the modern world. 2017;7(3):1246-1252. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170315

Просмотров: 274

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)