ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ

Полный текст:


Аннотация

В статье анализируются проблемы подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования (УПО). Показано, что отечественный рынок труда перегружен специалистами с высшим образованием, при этом не хватает специалистов со средним профессиональным образованием, особенно квалифицированных рабочих. Во многих регионах страны половина выпускников УПО трудоустраивается не по полученной специальности (профессии), что затрудняет их дальнейший профессиональный и социальный рост. Утверждается, что важнейшим условием развития инновационной экономики является воспроизводство квалифицированных специалистов, их распределение по территориям, отраслям и сферам деятельности и эффективное использование. Проанализированы проблемы, которые затрудняют подготовку квалифицированных специалистов. Делается вывод, что дальнейшее развитие профессионального образования обуславливает необходимость создания в регионах образовательного кластера (совокупность взаимосвязанных УПО, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли) а в вузах – инновационной образовательной среды, способной на основе частно-государственного партнерства обеспечивать подготовку квалифицированных кадров и более четко реагировать на потребности экономики регионов. На основе анализа взглядов ученых на понятие «инновационная образовательная среда» дается авторское определение инновационной образовательной среды– это совокупность специально созданных условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов и учебно-воспитательная деятельность студентов и обеспечивается генерирование и внедрение инноваций. Показано, что успешное функционирование инновационной образовательной среды вуза может осуществляться на основе средового, гуманистического, стратегического, системно-структурного, инновационного, синергетического, компетентностного и культурологического подходов. Одновременно требуется реализация следующих условий: стратегическое управление развитием вуза, управление качеством профессионального образования, повышение профессиональной компетентности преподавателей, разработка основных профессиональных образовательных программ, комплексное учебно-методическое обеспечение учебного процесса, применение компьютерных технологий, формирование в вузе корпоративной культуры. Изложены этапы, условия и мероприятия по формированию и успешному функционированию инновационной образовательной среды вуза.

Об авторе

К. Г. Кязимов
ОУП ВО Академия труда и социальных отношений
Россия

доктор пед. наук, профессор, лауреат премии Президента РФ в области образования, ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»

Москва, ул. Лобачевского, 90



Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok. (дата обращения: 18.09.2015).

2. Кязимов К.Г. Компетентностный подход к подготовке квалифицированных кадров для инновационной экономики. М.: АТиСО, 2013.

3. Полина Сапаниди. Молодежь на рынке труда // Человек и труд.2011. № 4. С. 52–56.

4. Горшков М.К. Молодежь РФ: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010.

5. Кязимов К.Г. Воспроизводство квалифицированных кадров для инновационной экономики. М.: АТиСО, 2014.

6. Мишуткина О.В. Особенности профессиональной подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях технопарка // Известия высших учебных заведений. 2013. № 3. С. 212–223.

7. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Альманах «Восток». 2007. Вып. 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.situation.ru/app/j_artp_1178.htm (дата обращения: 02.01.2010).

8. Образовательный кластер «Инфокоммуникации и связь Республики Татарстан» [Электронный ресурс]. URL: http://mcrt.tatar.ru/rus/info.php?id=124497 (дата обращения: 02.01.2010).

9. Козырев В.А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

10. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013.

11. Шмелева Е.А. Инновационная образовательная среда вуза: пространство развития // Научный поиск. 2012. № 1(3). С. 14–17.

12. Парсонс Т., Сорер Н. Научная дисциплина и дифференциация наук // Научная деятельность: структура и институты. М.: Прогресс, 1980.

13. Берулава М.Н. Интеграционные процессы в образовании. Бийск: НИЦ БИГПИ, 1994.

14. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. М., Перспектива, 2011.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кязимов К.Г. ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(2):976-984.

For citation: Kiazimov K.G. INNOVATIVE UNIVERSITY EDUCATION ENVIRONMENT AS A CONDITION OF TRAINING PROFESSIONAL STAFF. Professional education in the modern world. 2017;7(2):976-984. (In Russ.)

Просмотров: 122

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)