О СВЯЗИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ДИДАКТИКЕ СО СТАНДАРТАМИ И КОМПЕТЕНЦИЯМИ


https://doi.org/10.15372/PEMW20170110

Полный текст:


Аннотация

Аннотация. Рассматривается визуализация в дидактике в связи с задачами освоения федеральных стандартов, относящихся к универсальным учебным действиям, проектным умениям и компетентностному подходу. Показан существенный, по мнению автора, барьер освоения стандартов– недостаточная визуальная поддержка выполняемых универсальных учебных действий различной сложности. Предлагается решение данной задачи с помощью разработанного метода логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке, и соответствующих дидактических многомерных инструментов – логико-смысловых моделей. Показаны место и роль новых дидактических средств в учебном процессе, включая бинарный план учебной познавательной деятельности. Предложено также группирование универсальных учебных действий по степени сложности и комплектование учебных предметов логико-смысловыми моделями, определяющими процесс выполнения учебного задания и оформление полученных результатов. Приводится пример такого комплекта логико-смысловых моделей по учебному предмету «Биология». 


Об авторе

В. Э. Штейнберг
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, г. Уфа
Россия

доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный изобретатель РБ, лауреат премии УРО РАО

450075 г. Уфа, ул. Бульвар славы 17



Список литературы

1. Buzan T. Use Your Head. London: BBC Books, 1974.

2. Штейнберг В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. М.: Народное образование, 2015.

3. Kouyoumdjian H. Learning through visuals. Visual imagery in the classroom. Psychology Today. URL: http://www.psychologytoday.com/blog/get-psyched/201207/learning-through-visuals (дата обращения: 5.07.2014).

4. Tergan S., Keller T. Knowledge and Information Visualization: Searching for Synergies. Berlin, 2005.

5. Stokes S. Visual literacy in teaching and learning: a literature perspective. Electronic Journal for the integration of Technology in Education. 2002; 1(1): P. 10–19.

6. Lindelani E Mnguni. The theoretical cognitive process of visualization for science education. URL: http:// www.springerplus.com/content/3/1/184 (дата обращения: 17.07.2016).

7. Brill J. M., Kim D., Branch R. M. Visual literacy defined: the results of a Delphi study: can IVLA (operationally) define visual literacy? 2000. [Paper presented at the International Visual Literacy Association, Ames, IA].

8. Journal of Visual Literacy (Official Journal of IVLA). A refereed, scholarly journal published twice yearly focused on all aspects of visual literacy and communication. Subscription required. Archives open in full text online. URL: https://www.ohio.edu/visualliteracy (дата обращения: 9.05.2016).

9. Штейнберг В.Э. Логико-смысловое моделирование в диссертационных исследованиях // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. № 3 (15). С. 65–73.

10. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред. А.Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2010.

11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.

12. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологий обучения (В.Э. Штейнберг)– Официальные документы УрО РАО // Образование и наука. 2001. № 4. С. 3–6.

13. Штейнберг В.Э. Многомерность как дидактическая категория // Образование и наука. 2001. № 4. С. 20–30.

14. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика: монография. М.: Народное образование, 2002.

15. Ткаченко Е.В., Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Дидактический дизайн– инструментальный подход // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 6(61) С. 74–87.

16. Ткаченко Е.В., Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Дидактический дизайн– инструментальный подход (прод.) // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 1(62). С. 50–65.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Штейнберг В.Э. О СВЯЗИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ДИДАКТИКЕ СО СТАНДАРТАМИ И КОМПЕТЕНЦИЯМИ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(1):814-826. https://doi.org/10.15372/PEMW20170110

For citation: Steinberg V.E. ON THE RELATION BETWEEN VISUALIZATION IN DIDACTICS AND STANDARDS AND COMPETENCIES. Professional education in the modern world. 2017;7(1):814-826. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170110

Просмотров: 121

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)