БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИЛИ СИСТЕМНОСТЬ?


https://doi.org/10.15372/PEMW20160422

Полный текст:


Аннотация

Аннотация. Переход на коммерческую, рыночную основу не только привел к дезинтеграции единого комплекса «вуз-производство» с общим заказом на вузовский «продукт», но и существенно поменял отношение к самому этому продукту. Образование стало рассматриваться как услуга, а выпускник оказался вклиненным между вузом и производством, выступая в двойственном качестве: заказчика услуги и наемного работника. В этом контексте вопрос о конкурентоспособности высшего образования тоже приобретает двойственный характер, а решение этого вопроса представляется в одном случае недостижимым, а во втором– нежелательным. В настоящей статье предпринимается попытка проанализировать причины такого положения и возможные пути реинтеграции единой системы «вуз-производство». В статье подчеркивается, что при построении стратегии взаимодействия высшей школы и производства следует не ограничиваться организационно-технологическим аспектом, а учитывать социальные последствия стратегирования. Далее делается вывод, что восстановление единого пространства профессионального образования и производства возможно только при интегрирующей роли государства, выступающего по отношению к вузам как генеральный заказчик. 


Об авторе

А. П. Сегал
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва
Россия

философский факультет

кафедра философии языка и коммуникации 

канд. филос. наук, научный сотрудник кафедры 

119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, 1, Учебный корпус «Шуваловский». +7(903)7258878



Список литературы

1. Софиенко М.Б. Эффективность высшего образования: между свободой и необходимостью // Профессиональное образование в современном мире. Т. 6. № 2. 2016.

2. Močnik. Zašto braniti javno obrazovanje i zdravstvena skrb // Novi Plamen, No. 3–4, maj–junij 2007.

3. Костикова А.А. Международная торговля услугами: новые тенденции развития и регулирования, роль в интеграционных процессах. М.: ВАВТ Минэкономразвития России, 2016.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ (действующая редакция, 2016), ст. 47, 48, 50, 54 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». 2012. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.12.2016).

5. Национальный стандарт Российской Федерации: Услуги населению. Термины и определения. ГОСТ Р 50646–2012 // Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. 2012. URL: http:// protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&page=0&month=1&year= –1&search=%D0%93%D0%9E% D0%A1%D0%A2%20%D0%A0%2050646–2012&id=183567 (дата обращения: 12.12.2016).

6. Латухина К. Армия с дипломом: Владимир Путин поставил задачи перед ректорами // Российская газета. Столичный выпуск. 31.10.2014. № 6522 (250). С. 2

7. Вазюлин В.А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. М.: МГУ, 1988.

8. Лосев А.Ф. Мощь диалектического отрицания // Credo New. 2013. No. 3.

9. Marx K. MEGA, Das Kapital. Kritik der Politischen Ökonomie. Erster Band, Hamburg, 1890. Vol 10. Berlin: Dietz Verlag, 1991.

10. Smith A. An Inquiry Into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Vol 1. London: ElecBook Classics, 1776.

11. Rand A. Atlas Shrugged (35th anniversary ed.). New York: Dutton, 1992 [1957].

12. Taleb N.N. The Black Swan: the impact of the highly improbable. 2nd ed. London: Penguin, 2010 [2007].

13. Hammond P. Adapting to the entirely unpredictable: black swans, fat tails, aberrant events, and hubristic models // WERI Bulletin, October 2009.

14. Сегал А.П. Прогноз как технология PR // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. T. 1. 2015. № 1.

15. Кошель В.А., Сегал А.П. Проблемы современных трансформаций субъекта знания и процесса познания // Профессиональное образование в современном мире. Т. 6. 2016. № 4. С. 664–669.

16. Чернышёв С. «Постылые» инновации и капитализация России. Что упущено в стратегии– 2020? // Экология и жизнь. 2016. URL: http://www.ecolife.ru/zhurnal/articles/43469/ (дата обращения: 14.12.2016).

17. Бестужев-Лада И. Исследования будущего: проблемы и решения // Центр гуманитарных технологий. Информационно-аналитический портал. 28.08.2006. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2633 (дата обращения: 16.09.16).

18. Clarke A.C. Profiles of the Future; an Inquiry into the Limits of the Possible. London: Scientific Book Club, 1962.

19. Гендин А.М. Предвидение и цель в развитии общества: (Философско-социологические аспекты социального прогнозирования). Красноярск: изд. Красноярского государственного педагогического института, 1970.

20. Сегал А.П. Эвристическая игра как способ философствования // Философия – детям. Эмоциональное и рациональное. Материалы Седьмой Международной Научно-практической конференции / Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2016. C. 93–96.

21. Lem S. Summa Technologiae. Kraków: Wydawnictwo Literackie, 1964.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сегал А.П. БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИЛИ СИСТЕМНОСТЬ? Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(3):783-791. https://doi.org/10.15372/PEMW20160422

For citation: Segal A.P. THE FUTURE OF RUSSIAN EDUCATION: PROFESSIONALIZATION, COMPETITIVENESS OR CONSISTENCY? Professional education in the modern world. 2017;7(3):783-791. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20160422

Просмотров: 56

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)