ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ


https://doi.org/10.15372/PEMW20170103

Полный текст:




Аннотация

Аннотация. Тема глобализации и образования рассматривается многими отечественными авторами. Эти публикации легко объединяются в три основные группы: 1) основной акцент делается на самом феномене глобализации, его аттракторах, детерминирующих основные тренды развития современного образования; 2) взаимосвязь глобализации и образования рассматривается в контексте положительных и негативных ее последствий; 3) повышение качества отечественного образования как необходимый ответ на вызовы и возникающие при этом риски глобализации. Однако дисциплинарная разобщенность исследователей привела к неопределенности при экспликации понятия конкурентоспособности образования. Конкурентоспособность образования, будучи сложным образованием, является одним из элементов рыночных отношений, вне которых ее изучение является нецелесообразным. Методологическую основу нашего исследования составил социально-культурный подход, при котором личность рассматривается связанной с обществом системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм. Также широко использовался диахронический метод, предполагающий изучение явлений в их временной последовательности. В статье подробно проанализированы следующие аспекты конкурентоспособности образования: проблема дефиниции понятия «конкурентоспособность образования»; глобализация образования и конкуренция в сфере образования; проблема конкурентоспособности отечественного образования; проблема качества подготовки специалистов; многополярный мир и система образования. Автор утверждает, что конкурентоспособность образования является одной из важнейших характеристик национальной системы образования, регулируемой законами педагогики (проблема целеполагания и качество профессиональной подготовки выпускников учебных заведений), методами политического (протекционизм, дискриминация, сегрегация) и экономического (демпинговая политика экспортеров образовательных услуг на внешнем рынке образовательных услуг) давления. Аналогичную функцию давления на конкурентов выполняют и рейтинги вузов, составляемые информационными агентствами экономически развитых стран. На внутреннем рынке на конкурентоспособность отечественного образования существенное влияние оказывает уровень развития отечественного производства и экономики и господствующая в обществе система ценностей. Для повышения конкурентоспособности отечественного образования нужна система мер организационного, политического, экономического и педагогического характера. Стратегической целью такой модернизации российского образования следует считать формирование собственного образовательного пространства, без которого реализация идеи многополярного мира невозможна. 


Об авторе

Т. А. Арташкина
Дальневосточный федеральный университет
Россия

кафедра культурологии и искусствоведения Школы искусства, культуры и спорта

доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры 

690950, Владивосток, ул. Алеутская, 56

 



Список литературы

1. Вуз и рынок // Поиск. 1991. № 46 (132). С. 4–5.

2. Банцекин Н., Зверев Н. Еще не поздно: Об экспорте российских образовательных услуг // Поиск. 2002. № 45–46 (703–704). С. 7–8.

3. Кехян М.Г. Основные тенденции глобализации сферы образования // Креативная экономика. 2013. № 1. С. 84–88.

4. Виноградов Б. А., Яковлев Э.Н. Глобализация, инновации, образование: научно-публицистическая монография. М.: ФГБНУ «Аналитический центр», 2012.

5. Вершинина И. А., Павлова В.Г. Образование и глобализация: социологический анализ // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2011. № 3. С. 172–189.

6. Иванова З. И., Тараканова Е.В., Ширяева В.А. Подготовка специалистов в условиях глобализации образования: монография. Саратов: Саратовский гос. аграрный ун-т им. Н.И. Вавилова, 2006.

7. Сагинова О.В. Управление процессами глобализации образования в высшей школе России: Теория, методология, практика: автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2006.

8. Жуковский И.В. Глобализация: новый мировой порядок в образовании. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2005.

9. Модернизация образования в условиях глобализации = Modernization of education in terms of globalization: Круглый стол «Инновационное образование на современном этапе», 14–15 сент., 2005 г. / [под ред. И.Е. Видт]. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2005.

10. Федотова Г.А. Глобализация, ВТО: риски и возможности профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 2 (6). С. 154–159.

11. Русановский В. А., Никитов А.В. Факторы и противоречия развития образовательного потенциала России в условиях глобализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 5 (44). С. 64–68.

12. Образование и образованность: плюсы и минусы глобализации: сб. науч. ст. / [редкол.: Е.Н. Васильева (отв. ред.) и др.]. Тюмень: Тюменский государственный университет: Тюменская государственная академия культуры и искусств, 2010.

13. Петрович О.Г. Современное российское высшее образование в контексте глобализации: автореф. дис. … канд. социолог. наук. Саратов, 2010.

14. Наливайко Н. В., Панарин В.И., Паршиков В.И. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ): монография / отв. ред. В.В. Целищев. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010.

15. Камашев С.В. Безопасность отечественного образования: комплексный анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. Новосибирск, 2007.

16. Слепухин А.Ю. Трансформация высшего образования в контексте социальных противоречий глобализации: автореф. дис. … д-ра социолог. наук. М., 2006.

17. Дюпюи И.А. Международные интеграционные процессы в образовании и национальная безопасность России: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2005.

18. Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». М.; СПб.; Н.– Й.: ИЦ «ЕЛИ- МА», ИД «Питер», 2006.

19. Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. Пятигорск, 2004.

20. Арташкина Т.А. Социокультурные аспекты Болонского процесса // Problems of Education in the 21st Century: Policy of Education in the Modern World.– Scientific Methodical Center “Scientia Educologica”, Lithuania, 2008. Vol. 8.

21. Конференция европейских высших учебных заведений и образовательных организаций. Саламанка, 29–30 марта 2001 года // Кадры образования. Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ. URL: http://www.teacher-edu.ru/wmc/bol/1075715680 (дата обращения: 05.12.2016).

22. Долженко О.В. Альтернатива стереотипам: (К вопросу о создании концепции образования) // Вестник высшей школы. 1988. № 6. С. 19–26.

23. Арташкина Т.А. Генезис и структура целеполагания в системе деятельности высшей школы: монография. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2006. 24. Российские вузы. Справка // РИА Новости. URL: https://ria.ru/spravka/20100519/236060079.html (дата обращения: 13.12.2016). 25. Возовикова Т. Рейтингом по репутации. Российским вузам отказали в авторитете // Поиск. URL: http://www.poisknews.ru/theme/science-politic/3109/ (дата обращения: 13.12.2016).

24. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986.

25. Володарская И. А., Арташкина Т.А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знаний. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1993.

26. Арташкина Т.А. Проблема целей обучения в высшей школе. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1994.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Арташкина Т.А. ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(3):755-765. https://doi.org/10.15372/PEMW20170103

For citation: Artashkina T.A. THE PROBLEM OF NATIONAL EDUCATION COMPETITIVENESS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION. Professional education in the modern world. 2017;7(3):755-765. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170103

Просмотров: 322

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)