ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
https://doi.org/10.15372/PEMW20170103
Аннотация
Аннотация. Тема глобализации и образования рассматривается многими отечественными авторами. Эти публикации легко объединяются в три основные группы: 1) основной акцент делается на самом феномене глобализации, его аттракторах, детерминирующих основные тренды развития современного образования; 2) взаимосвязь глобализации и образования рассматривается в контексте положительных и негативных ее последствий; 3) повышение качества отечественного образования как необходимый ответ на вызовы и возникающие при этом риски глобализации. Однако дисциплинарная разобщенность исследователей привела к неопределенности при экспликации понятия конкурентоспособности образования. Конкурентоспособность образования, будучи сложным образованием, является одним из элементов рыночных отношений, вне которых ее изучение является нецелесообразным. Методологическую основу нашего исследования составил социально-культурный подход, при котором личность рассматривается связанной с обществом системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм. Также широко использовался диахронический метод, предполагающий изучение явлений в их временной последовательности. В статье подробно проанализированы следующие аспекты конкурентоспособности образования: проблема дефиниции понятия «конкурентоспособность образования»; глобализация образования и конкуренция в сфере образования; проблема конкурентоспособности отечественного образования; проблема качества подготовки специалистов; многополярный мир и система образования. Автор утверждает, что конкурентоспособность образования является одной из важнейших характеристик национальной системы образования, регулируемой законами педагогики (проблема целеполагания и качество профессиональной подготовки выпускников учебных заведений), методами политического (протекционизм, дискриминация, сегрегация) и экономического (демпинговая политика экспортеров образовательных услуг на внешнем рынке образовательных услуг) давления. Аналогичную функцию давления на конкурентов выполняют и рейтинги вузов, составляемые информационными агентствами экономически развитых стран. На внутреннем рынке на конкурентоспособность отечественного образования существенное влияние оказывает уровень развития отечественного производства и экономики и господствующая в обществе система ценностей. Для повышения конкурентоспособности отечественного образования нужна система мер организационного, политического, экономического и педагогического характера. Стратегической целью такой модернизации российского образования следует считать формирование собственного образовательного пространства, без которого реализация идеи многополярного мира невозможна.
Об авторе
Т. А. АрташкинаРоссия
кафедра культурологии и искусствоведения Школы искусства, культуры и спорта
доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры
690950, Владивосток, ул. Алеутская, 56
Список литературы
1. Вуз и рынок // Поиск. 1991. № 46 (132). С. 4–5.
2. Банцекин Н., Зверев Н. Еще не поздно: Об экспорте российских образовательных услуг // Поиск. 2002. № 45–46 (703–704). С. 7–8.
3. Кехян М.Г. Основные тенденции глобализации сферы образования // Креативная экономика. 2013. № 1. С. 84–88.
4. Виноградов Б. А., Яковлев Э.Н. Глобализация, инновации, образование: научно-публицистическая монография. М.: ФГБНУ «Аналитический центр», 2012.
5. Вершинина И. А., Павлова В.Г. Образование и глобализация: социологический анализ // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2011. № 3. С. 172–189.
6. Иванова З. И., Тараканова Е.В., Ширяева В.А. Подготовка специалистов в условиях глобализации образования: монография. Саратов: Саратовский гос. аграрный ун-т им. Н.И. Вавилова, 2006.
7. Сагинова О.В. Управление процессами глобализации образования в высшей школе России: Теория, методология, практика: автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2006.
8. Жуковский И.В. Глобализация: новый мировой порядок в образовании. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2005.
9. Модернизация образования в условиях глобализации = Modernization of education in terms of globalization: Круглый стол «Инновационное образование на современном этапе», 14–15 сент., 2005 г. / [под ред. И.Е. Видт]. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2005.
10. Федотова Г.А. Глобализация, ВТО: риски и возможности профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 2 (6). С. 154–159.
11. Русановский В. А., Никитов А.В. Факторы и противоречия развития образовательного потенциала России в условиях глобализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 5 (44). С. 64–68.
12. Образование и образованность: плюсы и минусы глобализации: сб. науч. ст. / [редкол.: Е.Н. Васильева (отв. ред.) и др.]. Тюмень: Тюменский государственный университет: Тюменская государственная академия культуры и искусств, 2010.
13. Петрович О.Г. Современное российское высшее образование в контексте глобализации: автореф. дис. … канд. социолог. наук. Саратов, 2010.
14. Наливайко Н. В., Панарин В.И., Паршиков В.И. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ): монография / отв. ред. В.В. Целищев. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010.
15. Камашев С.В. Безопасность отечественного образования: комплексный анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. Новосибирск, 2007.
16. Слепухин А.Ю. Трансформация высшего образования в контексте социальных противоречий глобализации: автореф. дис. … д-ра социолог. наук. М., 2006.
17. Дюпюи И.А. Международные интеграционные процессы в образовании и национальная безопасность России: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2005.
18. Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». М.; СПб.; Н.– Й.: ИЦ «ЕЛИ- МА», ИД «Питер», 2006.
19. Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. Пятигорск, 2004.
20. Арташкина Т.А. Социокультурные аспекты Болонского процесса // Problems of Education in the 21st Century: Policy of Education in the Modern World.– Scientific Methodical Center “Scientia Educologica”, Lithuania, 2008. Vol. 8.
21. Конференция европейских высших учебных заведений и образовательных организаций. Саламанка, 29–30 марта 2001 года // Кадры образования. Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ. URL: http://www.teacher-edu.ru/wmc/bol/1075715680 (дата обращения: 05.12.2016).
22. Долженко О.В. Альтернатива стереотипам: (К вопросу о создании концепции образования) // Вестник высшей школы. 1988. № 6. С. 19–26.
23. Арташкина Т.А. Генезис и структура целеполагания в системе деятельности высшей школы: монография. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2006. 24. Российские вузы. Справка // РИА Новости. URL: https://ria.ru/spravka/20100519/236060079.html (дата обращения: 13.12.2016). 25. Возовикова Т. Рейтингом по репутации. Российским вузам отказали в авторитете // Поиск. URL: http://www.poisknews.ru/theme/science-politic/3109/ (дата обращения: 13.12.2016).
24. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986.
25. Володарская И. А., Арташкина Т.А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знаний. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1993.
26. Арташкина Т.А. Проблема целей обучения в высшей школе. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1994.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Арташкина Т.А. ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(3):755-765. https://doi.org/10.15372/PEMW20170103
For citation: Artashkina T.A. THE PROBLEM OF NATIONAL EDUCATION COMPETITIVENESS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION. Professional education in the modern world. 2017;7(3):755-765. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170103
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.