ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20170102

Полный текст:




Аннотация

Аннотация. В статье рассматривается цель российского образования в контексте перехода к постиндустриальному (постпроизводительному) обществу. Утверждается, что данная транзиция создает ряд угроз, бороться с которыми России может и должна помочь отечественная система образования. Перед лицом вызовов современности (сегментация глобального сообщества на неравноправные зоны, культурная экспансия Запада, инфильтрация в Европу носителей культуры, враждебной культуре модернити и пр.) перед российским образованием встает судьбоносная задача формирования «человека творческого». Homo creator представляет собой личность, движимую постматериалистическими мотивами, свободно избирающую свою жизненную стратегию в интересах самореализации, самостроительства в соответствии с сознательно избранным нравственным идеалом. Утверждается, что современное российское профессиональное образование прежде всего должно формировать у обучающихся готовность к творчеству– предрасположенность (желание и способность) к действиям, мотивируемым неэкономическим интересом, по поиску нового. Показано, что данная готовность включает в себя пять элементов: ценностно-смысловой, когнитивный, эмоциональный, поведенческий и рефлексивный. Автор обращает внимание на особое место, которое занимают в процессе формирования «человека творческого» социально-гуманитарные дисциплины. Обосновывается также, что вызовы XXI в. требуют от личности непрерывного самообразования, оптимальной формой которого могут быть различного рода свободные ассоциации, складывающиеся на основе общего интереса (кружки единомышленников, сетевые сообщества и пр.). Такие структуры, дополняя бесплатное и общедоступное профессиональное образование, сочетающееся с функционированием образовательных структур для высокоталантливых индивидов, позволят российскому образованию исполнить судьбоносную роль по выращиванию субъекта общества, в котором «экономический интерес» будет вытеснен подлинно «человеческим интересом»– в творчестве. 


Об авторе

С. Г. Новиков
Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова
Россия

кафедра социально-гуманитарных дисциплин 

доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой 

400131, Волгоград, ул. Мира, 5а



Список литературы

1. Вильчек В.М. Прощание с Марксом (Алгоритмы истории). М.: Изд. группа «Прогресс»– « Культу- ра», 1993. С. 32–34.

2. Неклесса А.И. Битва за будущее. Современная книга перемен. М., 2007.

3. Глобальное сообщество: Картография постсовременного мира. М., 2002.

4. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Мы пойдём другим путём! От «капитализма Юрского периода» к России будущего. М.: Яуза; Эксмо, 2009.

5. Фурсов А. И. Мир, который мы покидаем, мир, в который мы вступаем, и мир между ними. Капитал(изм) и Модерн– схватка скелетов над пропастью? // De futuro, или История будущего. М., 2008. С. 255–304.

6. Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. М.: Тов-во научных изданий КМК, 2008. С. 174.

7. Федотов Г.П. Россия и свобода // Знамя. 1989. № 12.

8. Яковенко И.Г. Познание России: цивилизационный анализ. М., 2012. С. 412.

9. Сталин И.В. Сочинения. М., 1951. Т. 13. С. 39.

10. Неклесса А.И. Знать– значит быть. Образование как развитие // Метафизика. 2014. № 4 (14). С. 11.

11. Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // Thesis. 1993. № 3.

12. Курков И.Л. Современный экономический человек // Science Time. 2014. № 7 (7). C.194.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. М., 1954–1981. Т. 42. С. 101.

14. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: КДУ, 2014.

15. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула, 2013.

16. Новиков С.Г. «Человек творческий» как цель профессионального образования в современной России // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1(12). С. 121–127.

17. Иноземцев В.А. Иноземцев В.Л. Наука, личность и общество в постиндустриальной действительности // Российский химический журнал. 1999.Том XLIII. № 6. С. 13–32.

18. Guilford J.P. Creativity // American Psychologist. 1950. Volume 5. Issue 9. P. 444–454.

19. Бехманн Г. Общество знания – трансформация современных обществ // Концепция «общества знания» в современной социальной теории: Сб. науч. тр. М., 2010. С. 39–65.

20. Батищев Г. Найти и обрести себя // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 95–129.

21. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. 2-е изд. Киев: Час-Крок, 2006.

22. Фромм Э. Иметь или быть // Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда.– М.: ООО Фирма «Издательство ACT», 2000.

23. Кантор К.М. Двойная спираль истории: Историософия проектизма.– Т. 1.: Общие проблемы.– М.: Языки слав. культуры, 2002.

24. Черных С.И., Софиенко М.Б. Модель образования: мода или необходимость? // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 1(4). С. 104–108.

25. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: АСТ, Ермак, 2003. 336 с.

26. Неклесса А.И. Мир индиго // Русская правда URL: http://www.ruspravda.ru/facts_and_thoughts/ intelros/article/?id=493 (дата обращения: 17.11.2012).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Новиков С.Г. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2017;7(1):748-754. https://doi.org/10.15372/PEMW20170102

For citation: Novikov S.G. GOAL SETTING OF THE RUSSIAN EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE STRATEGY OF RAPID DEVELOPMENT. Professional education in the modern world. 2017;7(1):748-754. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20170102

Просмотров: 395

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)